Компания «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») планирует в среду объяснить правительству, что в 2012 году ей нужен рост тарифов на 23%, вместо запланированных 7,4%, либо выплаты компенсирующих доходов в размере 147 млрд рублей.
В противном случае РЖД угрожает уволить 42 тыс. человек и сократить объем работ по ремонту железнодорожных путей. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники в правительстве и компании.
РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 годах уровень тарифов компании сдерживался для поддержки экономики в кризис и железнодорожная монополия получала компенсацию выпадающих доходов. Однако в 2012-2013 годах никаких компенсаций не предусмотрено, а тарифы, согласно предварительно утвержденному правительством плану, должны вырасти на 7,4% и 6,4% соответственно. В 2011 году рост тарифов составит 8%.
Если тарифы 2012 года вырастут на 23%, а 2013 года – на 7,5%, прибыль железнодорожной компании составит 108,2 млрд рублей и 133,6 млрд рублей соответственно. В случае сохранения запланированных темпов недополученные доходы, по оценкам РЖД, составят 146,8 млрд рублей для 2012 года и 176,4 млрд рублей для 2013 года.
Холдинг в целом получит убытки в размере 11,5 млрд и 13,7 млрд рублей. РЖД предлагает правительству либо согласиться на резкий рост тарифов, либо компенсировать выпадающие доходы из бюджета.
В компании заявили, что если правительство не пойдет на компромисс, РЖД придется сократить ремонт путей на 3 тыс. километров, уволить 42 тыс. сотрудников, что составляет 5% от общей численности штата, а также на треть синзить закупки локомотивов. Как подчеркнули источники газеты в монополии, это «приведет к риску снижения безопасности».
В Минэкономики пояснили, что дискуссия о бюджете РЖД на 2012-2013 годы только начинается, а расчеты компании могут оказаться ошибочными. По словам собеседника «Коммерсанта», на сегодняшнем заседании президиума правительства скорее всего ключевым вопросом будет подведение итогов 2010 года и утверждение параметров бюджета 2011 года, а дискуссия вокруг 2012-2013 годов «только начнется». По его мнению, рост тарифов на 23% маловероятен, скорее всего такая цифра появилась из-за несовершенства методики расчетов Федеральной службы по тарифам.
ОАО «Российские железные дороги», полностью принадлежащая государству, является одной из крупнейших транспортных компаний в мире. РЖД владеет практически всеми железнодорожными магистралями в России общей протяжённостью 85,5 тыс. километров. Исключение составляет ряд частных железных дорог, таких как, к примеру, Норильская железная дорога, принадлежащая «Норильскому никелю».