Авария в Мексиканском заливе заставила ТНК-BP ужесточить контроль за безопасностью НПЗ в России. Из-за этого около 500 водителей битумовозов, сотрудничавших с компанией, остались без работы. Индивидуальные предприниматели готовят жалобы в органы власти и собираются перекрыть въезды на нефтеперерабатывающие заводы.
Водители частных битумовозов заявляют о вытеснении малого бизнеса с Рязанского и Саратовского нефтеперерабатывающих заводов ТНК-BP. Всего у ТНК-BP четыре нефтеперерабатывающих завода в России и один на Украине.
По словам частного предпринимателя Владимира, «закручивание гаек» началось два-три года назад. «Сначала всех водителей обязали носить какие-то особые каски, затем особые противопожарные средства, – вспоминает он. – Когда машина идет 700 километров по дорогам страны, эти средства законом не требуются, а чтобы 100 метров по заводу проехать, водитель должен быть одет, как космонавт». В 2009 году ТНК-ВР запретила заезд на территорию НПЗ всех американских машин, а в понедельник – любых машин, выпущенных до 2002 года.
По словам другого водителя -- Юрия, ТНК-ВР «пытается заставить своих дистрибуторов покупать битумовозы только с символикой ТНК-ВР и только через одну определенную компанию». «Дилеры теперь не могут покупать машины в автосалонах, – рассказывает Юрий. – Тягач с бочкой (то есть с цистерной. – Infox.ru) в этой компании стоит около 5,2 миллиона рублей. Эти деньги для большинства частных перевозчиков неподъемные».
Машины, которые им предлагают купить, излишне дороги, говорят водители. «Это собранные в Турции машины «Евро-3» (стандарт содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. – Infox.ru) бюджетного варианта, в них нет ни кондиционеров ни холодильников, – говорит предприниматель Николай. – А у меня полпарка автомобилей стандартов «Евро-4» и даже «Евро-5» с кондиционерами, с холодильниками». По его словам, он пользуется цистернами производства петербуржского ЗАО «Капри». «Меня полностью устраивает качество их продукции, – рассказывает Николай. – Когда я им сказал, что собираюсь купить цистерну в Питере, мне прямо ответили: «Значит, мы сделаем так, что к нам ты не проедешь».
По его словам, часто «на верхнем уровне» водителям обещают допуск на завод, но на въезде охранники придираются к чистоте цистерны и машину не пропускают. «Тогда едешь мыть машину, возвращаешься, но на въезде говорят, что помыл ее недостаточно хорошо, и так до бесконечности, – недоумевает Николай. – А за тобой совершенно беспрепятственно на завод заезжает их машина, на которую даже смотреть страшно».
«ТНК-ВР не понимает всех социальных последствий своих действий, – возмущается Владимир. – Около 500 человек потеряло работу одномоментно, их семьи остаются без средств к существованию. Люди доведены до отчаяния, недовольство чудовищное. Создалась взрывоопасная социальная ситуация, которая обязательно выплеснется». Водители до конца недели планируют перекрыть дороги, ведущие на Рязанский и Саратовский НПЗ, и направить письма в ФАС, прокуратуру, приемную полпреда президента в ЦФО, Министерство транспорта и в организацию малого бизнеса «ОПОРА России».
Водители битумовозов уверены, что скоро ужесточение требований коснется и бензовозов. «Тем более перевозка светлых нефтепродуктов (к которым относятся бензин и дизельное топливо. – Infox.ru) гораздо более пожароопасна, чем перевозка темных (например, битума. – Infox.ru)», – подчеркивает один из водителей.
В пресс-службе Рязанского нефтеперерабатывающего завода отказались комментировать ситуацию, перенаправив в пресс-службу центрального офиса ТНК-ВР.
[v2]Менеджер по инфраструктурным проектам ТНК-ВР Олег Киндеев говорит, что после взрыва на принадлежащей компании ВР нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе и последующей экологической катастрофы «во всей компании идет ужесточение всех требований и норм безопасности производственной деятельности, охраны окружающей среды».
«В том числе в ТНК-ВР ужесточились требования к битумовозам, к спецодежде, к культуре производства и так далее, – говорит Олег Киндеев. – Нас не устраивает, когда заливать битум на завод приезжают в шортах. Нельзя въехать на завод на телеге, выехать за ворота и развалиться».
По его словам, еще в 2001 году Россия ратифицировала европейский стандарт, согласно которому все машины, перевозящие опасные грузы, должны удовлетворять определенным требованиям. «В России этот стандарт не выполняется, но мы по отношению к своим дистрибуторам заняли твердую позицию, чтобы они закупали только те машины, которые отвечают этим требованиям», – говорит менеджер компании.
Он опровергает слова индивидуальных предпринимателей, что битумовозы теперь можно покупать только через одну фирму и с логотипом ТНК-ВР. «Можно купить любой автомобиль любой марки, соответствующий требованиям компании, – утверждает Олег Киндеев. – А символа ТНК-ВР, как раз наоборот, не должно быть на цистернах. Он должен присутствовать только на битумовозах компаний-дистрибуторов, а использование нашего бренда сторонними предпринимателями вообще преследуемо по закону, и если кто-то нанесет на свою машину наш логотип, мы подадим в суд».