Необходимость обслуживания «Интерросом» долговых обязательств и риск перераспределения финансовых ресурсов «Норникеля» в пользу холдинга могут замедлить столь необходимые для Норильска и Кольского полуострова экологические проекты ГМК, полагают некоторые акционеры. В компании докладывают о продолжении экологических программ, но кардинального перелома в этой сфере эксперты пока не видят.
Конфликт в «Норникеле» по результатам избрания нового состава директоров и распределения дивидендов вынуждает недовольных действиями менеджмента ГМК, подозреваемого в лояльности к интересам «Интерроса», отслеживать не только инвестиционные средства предприятия, но и реализацию экологических программ, отдача от которых пока не привела к радикальному улучшению ситуации в норильском промышленном регионе и на Кольском полуострове.
Согласно бюджету на текущий год, менеджмент обещал уделить «серьезное внимание» решению экологической проблемы с привлечением всех научно-производственных подразделений компании. В утвержденном гендиректором ГМК Владимиром Стржалковском документе среди приоритетных задач фигурирует «дальнейшее снижение объемов вредных выбросов в окружающую среду и улучшение экологической обстановки». Воплощать эту задачу предполагается одновременно с «поддержанием стабильных объемов производства металлов» и «выполнением долговых обязательств».
Акционеры, оспаривающие усиление влияния «Интерроса» в руководстве «Норильского никеля» по итогам скандального собрания акционеров в конце мая, ранее уже неоднократно жаловались на действия менеджмента ГМК, указывая на его нежелание раскрывать оспариваемые данные по голосованию. Опасения ряда акционеров усиливались негативным фоном, который сформировался из-за сделок и решений, принятых руководством предприятия в прошлом. Холдинг Владимира Потанина они подозревали в финансовой заинтересованности и отвлечении ресурсов в пользу собственных активов. В настоящее время «Интерросу» необходимо обслуживать предоставленный в первой половине 2008 года под акции «Норникеля» кредит ВТБ на сумму более чем $3 млрд.
В отчете «Норникеля» за 2009 год уже говорится, что в целом по группе расходы на охрану окружающей среды и реализацию комплексной экологической программы, предусматривающей модернизацию производственных объектов, постепенное закрытие устаревших производств, снизились на 26%, составив $409 млн. В России текущие затраты на охрану окружающей среды сократились по сравнению с 2008 годом на 26%, составив $398 млн, из них затраты по Заполярному филиалу -- $356 млн, по Кольской ГМК -- $42 млн. По итогам прошлого года масса загрязняющих веществ, сбрасываемая со сточными водами предприятий Заполярного филиала, снижена только на 2,8%.
Однако еще летом 2008 года некоторые акционеры «Норникеля» открыто высказывали обеспокоенность воздействием предприятий группы на экологию, ссылаясь на данные государственных органов экологического надзора и международных общественных организаций, по сведениям которых состояние окружающей среды в Норильске находилось «на грани катастрофы». Указывалось, в частности, что на протяжении почти всего года в Норильске фиксируется «повышенный уровень загрязнения атмосферы вредными веществами, из них около 80% -- с уровнем до 5 (предельно допустимая концентрация) и около 20% -- с уровнем 10 ПДК и даже выше.
Средняя продолжительность жизни в Норильске на десять лет меньше, чем в остальной России, онкологические заболевания развиваются у жителей города в 1,65 раза чаще, чем в среднем по России, содержание серы в атмосферных осадках зашкаливает, а среднемесячное содержание диоксида серы в 50-60 раз превышает фоновый уровень региона. По данным Росприроднадзора, содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятия в десятки и даже сотни раз превышает предельно допустимые концентрации по тяжелым металлам.
В одобренной же еще несколько лет назад стратегии развития производства на Таймырском и Кольском полуостровах до 2015 года планировалось к 2010 году снизить выбросы диоксида серы в атмосферу на Таймырском полуострове на 70% по сравнению с уровнем 2003 года. Речь шла и о внедрении замкнутого водооборота, который позволил бы полностью прекратить сброс вредных стоков в водоемы на Таймырском полуострове. Констатировав такую ситуацию, акционеры обращались к менеджменту с предложением провести масштабную экологическую модернизацию предприятий ГМК.
Гендиректор Стржалковский по итогам 2009 года заявил, что увеличивать объемы производства без снижения объемов выбросов невозможно, однако для быстрого их снижения пока отсутствуют необходимые технологические решения. Менеджмент пока только анализирует различные предложения, которые касаются проблемы диоксида серы, являющегося основным загрязнителем в Норильске.
До определенного момента на Кольском полуострове в соответствии с российско-норвежским межправительственным соглашением реализовывалась программа модернизации обогатительных и металлургических мощностей. Деньги на проект в виде гранта предоставляли норвежские власти. Договор предусматривал обязательство сократить выбросы диоксида серы, пыли и тяжелых металлов на 90% в обмен на $30 млн и кредит на сумму $30 млн сроком на десять лет. Но в конце 2009 года «Норникель» от соглашения отказался, после чего пенсионный фонд Норвегии, один из частных инвесторов «Норникеля», исключил предприятие из своего инвестиционного портфеля.
Менеджмент ГМК объяснял свое решение недостижимостью заложенных в проекте показателей по выбросам. В итоге в 2009 году Кольская ГМК, согласно отчетным материалам группы, «продолжала проектные работы по программе модернизации металлургического производства». Кроме того, в ближайшие годы лишь планируется реализовать проект утилизации солевого стока электролизных цехов на площадке Мончегорск для достижения нормативов допустимого сброса.
По мнению многих аналитиков, действия менеджмента продиктованы влиянием крупнейшего акционера -- компании «Интеррос» Владимира Потанина, который заинтересован не только в сохранении контроля над комбинатом, но и в поддержании высокого уровня свободных средств на счетах. "Норникель" считается единственным активом в холдинге, способным генерировать серьезные финансовые потоки, столь необходимые Потанину для отстаивания своих бизнес-интересов.