Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:12
Москва
29 декабря ‘24, Воскресенье

Чиновники лишают судовладельцев родины

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Бюрократические препоны и требования откатов вынуждают коммерсантов регистрировать суда в других странах, избегая российского триколора. По данным экспертов, 90% российских судов, в том числе принадлежащие государству, ходят под удобным флагом. Изменить ситуацию поможет только упрощение законодательства. Но Минтрансу улучшить положение дел в этой сфере никак не удается.

Подавляющая часть российских судов, в том числе принадлежащие государственным компаниям, ходят в море под иностранным флагом, пишет «Новая газета», указывая среди причин такого положения дел сложность процедуры регистрации судов в России и требования чиновниками денежных поощрений.

Ситуация не меняется последние десять лет, несмотря на обещания Минтранса и Росморречфлота упростить бюрократические процедуры. Глава министерства Игорь Левитин еще три года назад констатировал старение российского флота. Моряки, оказываясь за границей, продолжают попадать в трудные ситуации, из которых спасать их приходится в экстренном порядке и при вмешательстве высших лиц государства.

Однако ни Левитин, ни глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко пока не справились с упрощением регистрации судов, хотя работа началась еще шесть лет назад, констатирует издание, ссылаясь на мнение морских экспертов.

Статистика подтверждает низкую результативность деятельности Минтранса по этому направлению: из 24 построенных в России морских судов в 2009 году лишь 3 получили российский флаг. В странах с удобным флагом, в том числе Либерии, Панаме, Белизе, Вьетнаме, максимальное время на регистрацию составляет пять-шесть рабочих дней. Но в России владелец судна должен его сначала растаможить, затем заплатить пошлину в размере 24% от стоимости корабля.

При этом практически на каждом этапе "в России надо давать взятки, иначе документы не примут или потеряют", пишет газета. При удачном стечении обстоятельств документы все-таки уходят в Главный радиочастотный центр, где судно проверяется на предмет соответствия его оборудования. По итогам многодневных проверок ГРЧЦ выдает уникальный радиопозывной судна, что в большинстве стран является рутинной процедурой, не занимающей более одного дня.

С этого года ГРЧЦ стал требовать у судовладельцев еще и свидетельство о праве плавания под российским флагом, которое выдает капитан порта приписки на основании уникального радиопозывного. Такие требования привели к тому, что за последние шесть лет количество российских судов, имеющих иностранный флаг, выросло почти в 1,5 раза. Российские суда и моряки лишаются поддержки со стороны государства, так как по международным законам оказать помощь попавшему в беду судну под иностранным флагом Россия не может. Речь в таких случаях идет лишь о консульской или гуманитарной помощи.

Эксперты призывают завершить наконец начатую несколько лет назад работу по упрощению регистрации судов и продолжать работу над совершенствованием закона о Втором реестре. Они предполагают, что чиновникам может быть невыгодно упразднять излишние требования, из-за которых зарегистрировать судно в российском реестре становится практически невозможно.

Реклама