Запуск иннограда в Сколкове приведет к изменению госстандартов качества. Инноваторы получат возможность выводить свою продукцию на рынок без согласования с государством. Для выхода на рынок будет достаточно корпоративных тестов, рассказал Infox.ru руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин.
- Какие отрасли бизнеса наиболее сложны для техрегулирования? Где потребитель не защищен?
- О стандартизации нельзя говорить как о функции защиты потребителя. Наиболее активно участвуют в стандартизации те компании и те отрасли, которые ориентированы на международные рынки, которые заинтересованы в конкурентноспособности своей продукции. Те компании, которые ориентированы только на локальный рынок, в меньшей степени работают с нами. Это одна из больших проблем.
- Можете назвать отрасли, которые в меньшей степени работают с вами?
- Это очень сложно. Их достаточное количество.
- Как вы оцениваете планы Минэкономразвития перевести большую часть продукции на декларацию соответствия?
- Эта проблема активно обсуждается в обществе. К таким планам я отношусь очень положительно. На мой взгляд, мы можем перейти к европейской системе, где безопасность продукции в большей части декларируется: процессы сертификации существуют, но не так много, как в России. Какая разница между нами и Европой? В Европе высока ответственность за вывод на рынок опасной продукции. Это во многом компенсирует то, что производится декларирование, а не третья сторона контролирует вывод продукции. И в Европе система достаточно надежно и стройно работает. Но кроме перевода продукции из сертификации в декларирование необходимо принять меры по эффективной работе надзорных органов и по повышению ответственности за поставку опасной продукции на рынок.
- Есть риск, что потребители пострадают из-за этого перевода?
- Я надеюсь, что все необходимые меры для этого перевода будут приняты одновременно, и это не приведет к тому, что потребитель пострадает.
- Как вы оцениваете практику применения в России техрегламентов других стран?
- Я на это смотрю как на временную меру. В законе это и рассматривается как временная мера. С одной стороны, она позволяет нам сделать первые шаги в гармонизации наших технических регламентов. С другой стороны, это большой шаг в рамках Таможенного союза. Единое экономическое пространство предполагает единые технические регламенты.
- Есть ли риск, что гармонизация стандартов в Таможенном союзе не успеет завершиться к 1 июля?
- Все три страны работают в рамках межгосударственного совета по стандартизации СНГ, и у нас есть довольно большой задел по гармонизации стандартов. Подчеркну: гармонизировать нужно стандарты в области безопасности. Конечно, полностью гармонизация к 1 июля не может быть завершена. Но страны договорились о том, что будет выработан перечень продукции, в котором требования безопасности достаточно близки. И продукция, которая войдет в этот перечень, будет обращаться на территории Таможенного союза без каких-либо барьеров с точки зрения технического регулирования.
- Принятие каких техрегламентов затруднено?
- По молочному регламенту острых дискуссий не было, в нем просто допущено несколько технических неточностей, которые требуют его корректировки, что сейчас и будет сделано. В основном это касалось переходного периода, маркировки, отдельных молокосодержащих продуктов. Дискуссии идут совсем по другой проблеме -- по применению пальмовых масел и масел неживотного происхождения. Здесь есть две стороны, которые активно дискутируют между собой, и консенсуса в данном вопросе пока не найдено. Точно такие дискуссии идут по наружной рекламе. Это нормально, должен быть выработан консенсус, и на основе этого консенсуса уже будут приняты нормативно-правовые решения, которые будут регулировать ситуацию.
- Подобного рода дискуссии возникают при обсуждении других регламентов?
В большей или меньшей степени на многих технических регламентах такие обсуждения идут. Может быть, в менее острой форме, но тем не менее. Например, регламент по безопасности химической продукции. Он очень сложный. В Европе принята директива REACH, которая определяет правила регистрации, очень сложные. Особенно сложные для стран -- не членов Европейского союза. И многие страны считают, что это ограничивает права других стран, особенно стран, входящих в ВТО. Соглашение по техническим барьерам в торговле говорит о том, что нужно выравнивать требования. Но REACH принят, и многие находятся в тяжелом положении. Это касается не России, но стран, которые поставляют продукцию на европейский рынок. У нас аналогичный технический регламент тоже обсуждается, и в нем тоже введены порядки регистрации, которые основаны на международных соглашениях, но гораздо более простые, чем REACH. По этому техническому регламенту идет дискуссия.
- Как государство может стимулировать инновации через систему технического регулирования?
- Давайте рассмотрим два аспекта. Первый: надо сделать так, чтобы максимально упростить выпуск на рынок инновационной продукции. Она обладает совершенно новыми характеристиками, и требования, которые установлены государством, могут стать большим тормозом, иногда преградой для вывода продукции на рынок. Необходимо найти механизмы, чтобы обеспечить безопасность этой продукции, но с другой стороны -- более гибкий путь доступа на рынок для того, чтобы вывести продукцию в достаточно короткие сроки. Сейчас подготовлены поправки к закону о техническом регулировании, где существует раздел, который как раз касается вывода на рынок инновационной продукции. Это одна сторона. Вторая сторона: стандарты, связанные с системами подготовки производства. Применение таких стандартов позволяет разрабатывать продукцию с новыми характеристиками.
- Расскажите поподробнее о поправках к закону.
- Это достаточно большой блок, целый ряд изменений, которые касаются стандартизации. Например, вводится понятие «предстандартов». Это те стандарты, по которым нет консенсуса, но, тем не менее, это реальные стандарты на продукцию с новыми характеристиками. Во многих странах существует такое понятие. Предстандарты будут введены в перечень документов по стандартизации. Другой блок поправок касается процедур подтверждения соответствия и формирования этих процедур. Мы взяли за основу европейский механизм, который называется «модульным подходом». В Казахстане такой принцип уже введен.
- Когда вы говорите об устранении барьеров для инновационной продукции, значит ли это, что для инноваций будут менее строгие стандарты?
- Это в первую очередь возможность применить свои корпоративные документы для вывода продукции на рынок методами испытаний, методами повышения ответственности самого производителя.