Претендентом на управление аэропортом Шереметьево стал австралийско-российский инвестфонд Macquarie Renaissance. Приход иностранных управляющих станет возможен только после того, как акционеры и кредиторы договорятся о консолидации активов.
Заняться управлением терминалами международного аэропорта Шереметьево (МАШ) может фонд Macquarie Renaissance (совместное предприятие, объединяющее активы банков «Ренессанс Капитал» и Macquarie, ВЭБа, Европейского банка реконструкции и развития и Кazyna Capital Management). Об этом Infox.ru рассказал топ-менеджер МАШ. Руководство Шереметьева также ведет переговоры с Fraport, Changi, Flughafen Wien AG, Hochtief, Aeroporti di Roma и Aeroports de Paris. Некоторые из них уже имеют опыт работы с российскими партнерами. Право на реконструкцию и управление аэропортом Пулково получила Fraport (совместно с ВТБ), а сингапурская Changi выступает консультантом МАШ.
Конкурс на должность оператора Шереметьева должен пройти до конца 2010 года. По словам источника в руководстве МАШ, это произойдет не раньше, чем будут объединены терминалы.
На данный момент идет выбор инвестиционного банка, который будет сопровождать процесс объединения терминалов, один из которых -- D -- не принадлежит аэропорту (52,82% акций его оператора ОАО «Терминал» принадлежат «Аэрофлоту», 22,18% -- у ВТБ, 25% -- у ВЭБа). Трудность заключается в том, что «Терминал» является должником ВЭБа: на нем висит долг в размере более $1 млрд. Еще один спорный момент -- способ консолидации активов. В Минтрансе предлагают либо произвести допэмиссию «Терминала» (часть акций отдать ВЭБу в счет оплаты долга, часть -- МАШ в обмен на акции других терминалов), либо передать все терминалы МАШ. В Министерстве экономического развития придерживаются иной точки зрения: там считают, что объединять терминалы нужно лишь после того, как новый оператор наладит работу комплекса. «Такой вариант сложно реализуем: управляющей компании придется вести дела с разными юридическими лицами», -- говорит источник в МАШ.
Совместное предприятие «Ренессанс Капитал» и Macquarie было создано в 2007 году. В планах фонда -- инвестирование средств в инфраструктурные проекты на территории России и СНГ. Летом прошлого года сообщалось, что капитал фонда к концу года составит $800 млн за счет прихода новых инвесторов. Ранее Macquarie Renaissance участвовал в конкурсе на право реконструкции аэропорта Пулково.
В приглашенном операторе нет нужды, считает Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации «Аэропорт»: «Того, что делает нынешний, вполне достаточно: квалифицированные сотрудники, которые выполняют свои обязанности». На постсоветском пространстве есть негативные примеры прихода иностранных управляющих компаний в аэропорты, напоминает он: «В Алма-Ате аэропортом управляла Lufthansa -- деньги ушли». «У нас нет управляющих компаний с опытом управления и развития аэропортов. Есть «Ист Лайн», но она занята другим проектом», -- возражает ему гендиректор агентства «Инфомост» Борис Рыбак.
Строительство авиакомпанией собственного терминала -- дело обычное в мировой практике, но, как правило, это сопровождается передачей его аэропорту. Так было с терминалами British Airways и американской Delta, утверждает Виктор Горбачев: «Оставлять за собой слишком дорого -- придется платить налог на имущество и налог на землю. Это громадная структура, несвойственная авиакомпании по управлению». Передавая терминал аэропорту, перевозчик получает льготы и скидки на обслуживание, вложения можно отбить за три-пять лет, говорит он.