Росавиация недовольна финансово-экономическим состоянием крупных авиакомпаний. Тем, кто не исправит ситуацию, грозит отзыв сертификатов эксплуатантов, говорит в интервью Infox.ru Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта.
-- Каковы предварительные итоги подсчета объема пассажирских перевозок в феврале? Заметен ли какой-то спад по сравнению с январем?
-- У нас пока подведены итоги все-таки по январю, поскольку данные приходят не в режиме онлайн, а с некоторым запозданием. По январю мы отмечаем увеличение объема пассажирских перевозок примерно на 30% по сравнению с январем 2009 года. И примерно 10% составило увеличение по сравнению с докризисным периодом -- январем 2008-го. Это первые показатели. Пока у нас не будет устойчивой тенденции, рано говорить о каком-то наметившемся уже тренде. Но все-таки это внушает некоторую долю оптимизма, несмотря на то что велика конкуренция среди компаний, приходится конкурировать и в отношении цены перевозки.
-- Как повлияет на рынок передача активов «Ростехнологий» «Аэрофлоту»? Возможно ли участие в консолидационных процессах «Атлант-союза» и S7?
-- «Атлант-союз» пока объявил о том, что он не участвует в программе укрупненного холдинга авиакомпаний. S7 сейчас поменяла собственников, и она пока не объявила о стремлении к какому-то укрупнению. Что касается холдинга на базе государственных предприятий и акционерных обществ, где контрольный пакет находится у государства, этот процесс происходит, он непростой, так как необходимо сначала приватизировать ряд авиакомпаний, а затем уже объединять их активы. Поэтому этот процесс растянут во времени.
-- Какова позиция Росавиации по калининградскому аэропорту Храбово? Будет ли он использоваться как хаб и будет ли создаваться отдельная авиакомпания на его базе?
-- В отношении этого аэропорта самая главная задача -- обеспечить авиатранспортную доступность для жителей Калининградской области и города Калининграда для связи с другими городами Российской Федерации. В настоящий момент эта задача обеспечена. Предложение строить какие-то прожекты по развитию хаба обречено на свою бесперспективность. И у нас были свои аргументы. Жизнь подсказала, что вариант создания хаба как раз и укладывался в те риски, о которых мы предупреждали организаторов авиакомпании, на базе которой строился хаб. Она просто превратила это, по сути, в финансовую пирамиду, набрав огромные долги, не рассчитавшись со своими контрагентами и по заправке топлива, и по аэропортовому обслуживанию, и по лизингу воздушных судов. Мы предупреждали об этих рисках, и наши предупреждения оказались справедливыми.
-- Если у Росавиации появится право самостоятельно приостанавливать действие свидетельства эксплуатантов, к кому эта санкция будет применена в первую очередь?
-- У Росавиации есть право приостанавливать и аннулировать сертификаты эксплуатантов. Прежде всего мы обращаем внимание на обеспечение безопасности полетов. Но это комплексная категория, и в настоящее время мы также обращаем внимание на финансово-экономическое состояние авиакомпаний, особенно крупных перевозчиков. Для того чтобы не повторилась история как с Kras Аir или как с «Калининград авиа».
-- Финансовое положение каких компаний не вызывает доверия, не исключено ли повторение проблемы Air Union?
-- Мы совсем недавно провели дополнительный анализ финансово-экономического положения крупных авиаперевозчиков. У нас есть свои претензии к нескольким авиакомпаниям, и они об этом знают. Если они не выправят эту ситуацию, то придется во избежание тех процессов, которые были связаны с протестами авиапассажиров, прибегнуть заблаговременно к таким мерам. Мы уже предупредили авиакомпании для того, чтобы они заблаговременно предприняли меры, корректирующие это неприятное финансово-экономическое положение.
-- Как изменились показатели безопасности полетов в России за последние несколько лет?
-- Они несильно меняются. Относительные показатели остаются на примерно одинаковом уровне. Ситуация нестабильная. Отдельные годы, несколько лет, прошли прекрасно. Есть годы, когда не происходит ни одной катастрофы при регулярных воздушных сообщениях, а это является основным показателем. И в то же время в отдельные годы мы наблюдаем всплески аварийности, поэтому работать и еще раз работать в этом направлении предстоит еще очень много.