Бедствующий российский автогигант «АвтоВАЗ» не собирается осуществлять анонсированные ранее сокращения. Вместо увольнений людей переведут в дочерние предприятия холдинга, где обеспечат работой.
«АвтоВАЗ» не будет сокращать 5 тыс. сотрудников с 14 декабря, как было объявлено ранее. Глава первичной профсоюзной организации предприятия Николай Карагин сообщил РИА «Новости», что эти люди будут устроены на дочерние предприятия завода.
«Приказ был о возможном увольнении почти 5 тыс. человек, но по прошествии времени многие из этого числа ушли на пенсию по возрасту или на досрочную пенсию. 7 ноября было подписано постановление правительства РФ о снижении напряженности на рынке труда Самарской области, в соответствии с которым на «АвтоВАЗе» созданы два дочерних предприятия. Все эти решения и меры принимались для того, чтобы не было необходимости увольнять людей на улицу без предоставления места работы», -- сказал лидер профсоюза.
«Через два года, когда мы закончим модернизацию первой линии, около 6 тыс. человек будут приглашены на завод, естественно, их будут приглашать из состава этих людей», -- добавил Карагин. Средняя зарплата на дочерних предприятиях «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-центр» составит 12,5-17,5 тыс. руб.
В начале ноября о переводе сотрудников завода, подлежащих увольнению, в другие компании объявил вице-премьер Игорь Шувалов. «Созданные два юридических лица -- «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформингцентр» -- это 100-процентные «дочки» «АвтоВАЗА». На встрече с рабочими, а также с сотрудниками пенсионного и предпенсионного возраста мы рассказали, как люди смогут перейти туда», -- сказал Шувалов. Кроме того, по его словам, «работники пенсионного и предпенсионного возраста будут иметь возможность даже при выходе на пенсию заключить срочные контракты и продолжить трудовую деятельность на предприятии».
Реструктуризация
Тольяттинский автозавод стоит перед перспективой тотальной реструктуризации производства. Перед кризисом число рабочих на заводе превышало 100 тыс. человек, сейчас руководство предприятия планирует удовлетвориться 71 тыс. Сокращения связаны как с падением спроса на автомобили, так и с необходимостью внедрения новых технологических методов, которые потребуют меньше рабочих рук. Кроме того, «АвтоВАЗ» накопил огромные долги, к концу года они составят 75 млрд руб.
27 ноября в Париже акционеры «АвтоВАЗа» -- представители компаний Renault, «Ростехнологии» и «Тройка Диалог» подписали протокол о намерениях, касающийся реструктуризации долгов российского автогиганта. «Акционеры ОАО «АвтоВАЗ» пришли к соглашению о реструктуризации долга и внедрении программы производства продукции и инвестиций. План предусматривает обеспечение начиная с 2015 года производства 900 тыс. автомобилей, 70% которых составят модели «АвтоВАЗа», сохранение доли на российском рынке в размере 25%, а также развитие экспорта», -- говорится в сообщении завода.
«Для осуществления этой программы правительство России намеревается увеличить размер помощи, выделенной «АвтоВАЗу», с 25 млрд до 75 млрд руб. Эти средства будут направлены на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия на краткосрочный период», -- отмечается в протоколе о намерениях.
В то же время правительство Самарской области берет на себя расходы по выплате заработной платы 14,6 тыс. сотрудников, которых переведут на работу в две дочерние компании «АвтоВАЗа».
В свою очередь Renault «инвестирует в «АвтоВАЗ» эквивалент €240 млн, то есть 10,8 млрд руб., в форме имущественного взноса, включающего передачу технологий, производственного оборудования, ноу-хау, экспертных знаний и опыта для организации производства новых моделей автомобилей на платформе В0 (платформа Logan)». Кроме того, Renault совместно с Nissan планирует использовать свободные производственные мощности завода в Тольятти, чтобы производить автомобили двух марок -- Renault и Nissan.
Ожидается, что окончательные соглашения будут подписаны в марте 2010 года. С 1 декабря «АвтоВАЗ» отменил режим неполной рабочей недели, введенный с 1 сентября 2009 года.