На бортах «Аэрофлота» не будет разговоров по мобильным телефонам: это слишком дорого, и услуга вряд ли будет пользоваться спросом. Но борта подключат к интернету и SMS-сервисам, сообщил в интервью Infox.ru генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Подключение российских лайнеров к сетям связи будет осуществляться в рамках авиационного альянса SkyTeam, предполагают эксперты.
«Аэрофлот» ведет переговоры с «большой тройкой» сотовых операторов о внедрении технологий связи на бортах. Но разговоров по мобильному телефону на лайнерах не будет. Возможности связи ограничатся интернетом и SMS. «Мы провели переговоры со всеми операторами «большой тройки» -- «Мегафоном», «Билайном», МТС. Мы все-таки идем по пути передачи data -- разговор на маршруте будет для кого-то тяжел, не каждый пассажир захочет, чтобы рядом с ним говорили по телефону. Мы идем по пути интернета и SМS-сообщений», -- рассказал в интервью Infox.ru генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Проект организации сотовой связи и доступа в интернет на бортах действительно требует больших инвестиций от компании-перевозчика, подтверждает региональный директор Eutelsat Николай Орлов. «Если «Аэрофлоту» нужен этот проект, то можно найти технологическое решение. В процессе организации связи на лайнерах участвуют наземные станции, которые общаются со спутником, и спутник, который общается с самолетом. Оборудование на самолеты должен закупать «Аэрофлот», затем нужно арендовать спутниковый сегмент и договориться о наземном обслуживании». «Операторы сотовой связи только получают трафик и дают для него определенные условия», -- резюмирует специалист.
"Мы не комментируем переговоры, но безусловно стремимся предложить максимально широкий спектр сервисов,и возможность пользоваться сотовой связью на борту самолетов не исключение. Уже несколько лет мы ведем работу по данному направлению. Так, у нас есть ряд роуминг-партнеров, которые предоставляют роуминг в самолетах", - говорит Ксения Корнеева из "Вымпелкома".
Ранее российские «Вымпелком» и МТС подписали соглашение о роуминге с компанией OnAir -- бортовым оператором европейских авиакомпаний. С 2006 года эта компания имеет разрешение Европейского агентства авиационной безопасности на оснащение самолетов технологией, позволяющей использовать на борту мобильные телефоны.
Николай Орлов напоминает о запуске системы Connecting by Boeing -- услуги связи на бортах самолетов. «Boeing свернул сервис из-за высоких затрат. Он был закрыт из-за отсутствия спроса. Серьезного потенциала снижения цен сейчас нет, потому что несмотря на снижение цен на оборудование, спутниковая емкость подорожала», -- замечает эксперт.
Сроки запуска пилотного проекта «Аэрофлота» не утверждены. «Это зависит от технологий, -- поясняет Виталий Савельев. -- К сожалению, ни один наш оператор не может обеспечить устойчивой связи: они имеют дело с радиорелейными станциями на земле, а нужны спутниковые возможности, компании, которые могут предоставлять спутниковые услуги. Но мы не исключаем, что наши операторы будут предоставлять эти услуги -- это их абоненты, их трафик. Поэтому мы сейчас очень активно ведем такую работу», -- говорит глава «Аэрофлота».
Николай Орлов не исключает, что подключение к сетям связи бортов «Аэрофлота» будет осуществляться в рамках авиационного альянса SkyTeam. «В рамках альянса подключение более экономически оправданно», -- замечает он.