British Airways намерена сократить 1700 рабочих мест за счет увольнения 1 тыс. сотрудников и перевода 3 тыс. на неполную занятость. Теперь на рейсах авиакомпании станет на одного бортпроводника или летчика меньше.
British Airways приняла жесткий план сохранения издержек за счет персонала. Увольнению подлежат около 1 тыс. сотрудников, еще 3 тыс. будут переведены на неполную занятость. Как сообщает Associated Press, на два года компания заморозит базовую ставку для членов экипажа.
Теперь на рейсах, вылетающих из Хитроу, количество членов экипажа будет уменьшено на одного человека. Например, рейс Лондон-Нью-Йорк, выполняемый на самолете Boeing 747, будут обслуживать не 15, а 14 пилотов и бортпроводников. По словам представителя British Airways Пола Марстона, увольнения не должны сказаться на безопасности полетов – количество членов экипажа все равно останется больше предполагаемого минимума, установленного международными правилами.
Изменения будут введены в середине ноября. Ожидается, что переговоры с профсоюзами относительно увольнений и отмены индексации зарплат займут несколько месяцев. Ранее, однако, компания смогла договориться с пилотами о снижении зарплаты на 2,6%.
Сокращения персонала сейчас переживают все крупнейшие авиакомпании. Так, российский «Аэрофлот» объявил об увольнении около 2 тыс. человек – людей пенсионного возраста, управленцев, уборщиков, гардеробщиков, лифтеров, грузчиков и водителей. По словам генерального директора авиакомпании Виталия Савельева, если в дальнейшем ситуация не изменится, то придется уволить еще 4000 человек. На данный момент штат компании составляет 15,5 тыс. человек. Савельев отметил, что главная цель программы оптимизации численности сотрудников -- повышение производительности труда и увеличение заработной платы пилотам и управленческому персоналу.
Но не во всех авиакомпаниях увольнения проходят мирно. В последние две недели бастовали пилоты государственного авиаперевозчика Air India и сербской JAT.
Борьба за отдых
Впрочем, кризис не мешает пилотам бороться за свои права. 5 октября члены Европейской ассоциации работников авиатранспорта устроили акции протеста у штаб-квартиры Еврокомиссии в Брюсселе и в 22 аэропортах. Профсоюз, представляющий интересы 38,2 тыс. летчиков из 36 стран, требует снижения нагрузки на пилотов. По словам главы профсоюза Мартина Чалка, нынешняя нагрузка ведет к сильной утомляемости экипажа. Он также привел статистику, согласно которой 20% авиапроисшествий происходит из-за отсутствия должного отдыха у летчиков. В частности, пилоты ссылаются на прошлогоднее исследование швейцарской консалтинговой компании Moebus Aviation. Ее эксперты выяснили, что максимальная смена пилотов в Европе составляет 14 и 11,45 часа в дневное и ночное время соответственно. В Moebus Aviation сочли, что такая нагрузка значительно превышает предельную, и рекомендовали снизить ее на 2 часа.
В Европейской ассоциации воздушного транспорта (ЕАТА), напротив, ссылаются на документацию ИАТА, которая регламентирует рабочее время летного состава. По данным ЕАТА, европейские пилоты работают не больше их коллег из других стран.