Кризис уменьшил потребление табака в России и изменил его структуру -- курильщики чаще покупают дорогие сигареты. Чтобы пережить кризис, производители табака сокращают объем производства и придумывают новые форматы сигарет, рассказал управляющий директор BAT Russia Кингзли Уитон.
В первом полугодии 2009 года объемы российского табачного рынка сократились на 3-4%, оценивают в British American Tobacco Russia. Общий объем производства на российских фабриках компании упал на 6% по сравнению с первым полугодием 2008 года и составил 40 млрд сигарет. Производственные мощности компании рассчитаны на объем в 115 млрд сигарет в год.
Рыночная доля BAT в России снизилась с 22% до 20% в натуральном выражении и с 24% до 23% в стоимостном. Это произошло в начале года, когда компания повысила цены в соответствии с ростом акцизов, пояснил управляющий директор BAT Russia Кингзли Уитон. Во втором квартале положение BAT на рынке стабилизировалось.
Кингзли Уитон не исключает, что в следующем году сигареты опять подорожают. Министерство финансов предлагает очередное повышение акцизов с 2010 года. «Мы понимаем, что с учетом экономической ситуации перед правительством стоит необходимость повысить доходыбюджета с использованием различных рычагов, один из которых – акцизы», -- отмечает Кингзли Уитон. По его словам, BAT Russia будет учитывать размер акцизов при ценообразовании, но «принимая во внимание экономическую ситуацию, в которой находятся потребители».
В компании отмечают, что впервые за 10 лет потребители стали менять предпочтения в пользу более дешевых марок. Другая тенденция -- поляризация потребления. Пока часть потребителей экономит и переключается на дешевые марки, другая переходит в суперпремиальный сегмент -- его объем за 6 месяцев 2009 года вырос в среднем на 4-5%. В премиальном сегменте за это же время потребление сократилось на 6-8%, говорит Кингзли Уитон.
В BAT уверены, что кризис не приведет к резким изменениям структуры потребления на российском рынке. «Российский рынок сигарет в течение последних пяти лет точно, а может и дольше, находился в периоде очень быстрого развития. В долгосрочном периоде эта тенденция сохранится. Последствия кризиса не выглядят системными», -- резюмирует Кингзли Уитон.
К концу года падение российского табачного рынка составит 3-4%, предупреждает Кингзли Уитон. При объемах производства в 40 млрд за полугодие производственные мощности компании будут загружены только на 70%, но BAT Russia надеется на увеличение экспорта продукции. За первое полугодие компания отправила за границу на 5% больше товара, чем за тот же период прошлого года. На экспорт пошло 4,4 млрд сигарет, а охвачены были не только сопредельные с Россией страны, но и Сербия.
«Сейчас актуально инвестировать не в мощности, не в то, как произвести много сигарет. На первый план выходит увеличение числа форматов», -- уверен Кингзли Уитон. В первом полугодии 2009 года BAT Russia потратила $40 млн на инновационные разработки и модернизацию оборудования. «Наблюдая за российским рынком и поведением потребителей, можно сказать, что спрос на инновационные форматы и продукты растет», -- говорит Кингзли Уитон.