Практически все ведущие производители автомобилей на территории России объявили о приостановке производства до конца лета. Главная причина -- низкие объемы продаж.
Крупнейшие российские автозаводы -- ОАО «АвтоВАЗ», АО «КамАЗ», ЗАО «GM-АвтоВАЗ», российские заводы автопроизводителей Renault и Toyota объявили о приостановке конвейеров до конца лета. Главная причина -- низкие объемы продаж.
Итоги первого полугодия этого года показали, что российские покупатели не готовы приобретать автомобили в объемах 2008 года. В целом, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снижение продаж легковых машин за этот период составило 49% по сравнению с январем-июнем 2008 года (продано 763 926 машин). А по данным консалтингово-аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в следующем году российский автомобильный рынок ждет обвал на 50-60%.
«АвтоВАЗ»
Одним из первых о своем решении остановить конвейер на прошлой неделе официально объявил крупнейший российский производитель легковых автомобилей «АвтоВАЗ». Предприятие уходит на каникулы с 3 августа по 1 сентября. Дело в том, что на складах предприятия и дилеров скопилось огромное количество непроданных машин, в основном «Лада», -- около 85 тыс.
Предполагается, что сотрудникам предприятия, на котором задействованы 110 тыс. работников, будет выплачиваться две трети заработной платы. Впрочем, впоследствии руководство завода планирует перейти на оплату за фактически отработанные дни.
Эта ситуация не устраивает рабочих, которые намерены выйти на митинг 6 августа. Как сообщил Infox.ru глава профсоюза работников концерна Петр Золотарев, рабочие на митинге обратятся к правительству России с просьбой об «улучшении условий жизни». «Нужно понять, почему Алешин (глава «АвтоВАЗа». -- Infox.ru) получает 3 миллиона, а средняя зарплата рабочего составляет 12 тысяч и та не выплачивается», -- пояснил Золотарев.
Следом за «АвтоВАЗом» отправляются отдыхать и работники совместного с GM предприятия -- ЗАО «GM-АвтоВАЗ», специализирующегося на производстве автомобилей Chevrolet Niva. Компания «приостанавливает производство в период с 3 по 31 августа в связи с изменением производственного графика ОАО «АвтоВАЗ», сообщила пресс-служба завода. Конвейер СП остановится, отработав всего неделю после летних каникул, продлившихся на предприятии с 13 по 26 июля. Производственный план СП также был скорректирован «в связи со сложной ситуацией на автомобильном рынке».
Renault и Volkswagen
Каникулы московского «Автофрамоса», производящего автомобили Renault Logan, также начинаются с 3 августа, однако продлятся на неделю меньше -- 20 дней. По словам представителя «Автофрамоса» Ольги Сергеевой, конвейер московского автозавода будет остановлен с 3 по 23 августа. «Это традиционные летние каникулы, на тот же срок они проводились прошлым летом», -- уточнила она.
Первую неделю августа продолжат отдыхать сотрудники калужского завода Volkswagen, которые были отправлены в вынужденные отпуска 20 июля.
«КамАЗ»
В августе не будет работать и производитель грузовиков «КамАЗ», который остановил конвейер еще в пятницу, 31 июля. Каникулы на предприятии также продолжатся до конца лета, однако точная дата выхода на работу пока не определена. «КамАЗ» на прошедшей неделе сообщил, что руководство намерено сделать август традиционным месяцем летнего отдыха. Практику предоставления ежегодного отпуска в августе для всего коллектива «КамАЗ» намерен начать в 2010 году.
«В России наблюдается существенное снижение спроса на грузовики. Это обстоятельство вынудило руководство «КамАЗа» пересмотреть работу производственных подразделений в августе и до конца года. «Оптимальное в данной ситуации решение -- пропустить один из недозагруженных летних месяцев и перенести выполнение заказов на более раннее или, если это позволяют условия контрактов, позднее время. С учетом всех обстоятельств выбор пал на август», -- говорится в пресс-релизе компании.
Toyota
В августе уйдет в отпуск и петербургский завод японского автопроизводителя Toyota. Правда, простой продлится всего две недели, с 3 по 16 августа. Toyota в этом году вынуждена была дважды внепланово приостанавливать производство автомобилей Сamry на заводе в Петербурге из-за ситуации на рынке: с 30 марта по 6 апреля и с 1 по 11 мая. За время вынужденного простоя компания пообещала выплатить работникам две трети заработной платы.
Завод Toyota в Шушарах под Петербургом начал производство Camry в декабре 2007 года. Объем инвестиций в первую очередь оценивается в 5 млрд рублей. Производственная мощность завода -- 20 тыс. машин в год. Сейчас на предприятии работают свыше 750 сотрудников.