Размер зарплаты и перспектива карьерного роста перестали интересовать соискателей при устройстве на работу. Теперь кандидатов волнует в первую очередь стабильность компании, а потом размеры бонусов и наличие страховки.
Кризис изменил приоритеты в оценке работодателя. Сейчас возможность карьерного роста при принятии решения об устройстве на работу оценивают 38% соискателей. Повышение в должности важно для 14% работающих сотрудников. Два года назад карьера была важна для 56% кандидатов, а повышения по службе ждали 22%, говорится в исследовании мотивации персонала кадрового холдинга «Анкор».
В исследовании принимали участие более 3,7 тыс. человек в России и на Украине. Важность роста доходов сейчас отмечают 45% опрошенных против 50% два года назад. Связанные с должностью задачи и функции меньше волнуют людей: в 2007 году это заботило 46%, сейчас 32%. Стабильность компании, которой до кризиса почти не придавали значения, стала беспокоить 24% участников опроса.
Значимость таких факторов, как репутация компании как игрока на рынке и как работодателя, известность бренда, ее стратегия и планы, наличие премий и бонусов, присутствие иностранного капитала, личность непосредственного руководителя, резко снизилась.
Со сменой мотивации изменились причины увольнений. В 2007 году отсутствие перспектив роста заставляло увольняться 58% опрошенных, теперь -- 43%. Два года назад четверть сотрудников компаний готовы были сменить место, получив интересное предложение от другого работодателя. Сейчас таких осталось всего 13%. С 8 до 3% упала значимость репутации компании.
В 2007 году ряда аргументов вообще не существовало, а в кризис причиной увольнения становятся: сокращение (14%), отсутствие продвижения (12%), нестабильное положение работодателя (8%), закрытие компании или направления (7%), переход на неполную занятость либо простой (3%).
«Сегодня самые главные мотивационные факторы -- наличие реальных проектов и стабильность компании, -- говорит генеральный директор кадрового агентства «Коннект Персонал» Елена Познякова. -- Если этого нет, но сотрудникам продолжают платить зарплату, они начинают поиск работы. На втором месте находится уровень дохода. Социальные льготы, страховки и все прочее сейчас значения не имеют». По ее словам, до кризиса на первом месте находилась зарплата, второе занимал карьерный рост.
«Люди меньше заинтересованы в смене работы и готовы оставаться на ней до последнего, если не грядет сокращение, не происходит разрушение бизнеса, смена сферы деятельности или сильное сжатие функционала», -- подчеркивает Елена Познякова.
«Действительно, стабильность компании и ее размеры в кризис приобрели большее значение, -- рассказывает коммерческий директор кадрового агентства «Виват персонал» Сергей Новиков. -- Кроме того, важный фактор -- белая зарплата. Там, где она серая, у работодателя есть больше возможностей не выплачивать сотрудникам бонусы».
Стимулы, способные заставить человека проработать в одной компании более десяти лет, изменились меньше. Согласно данным исследования, на первом месте, как в 2007, так и в 2009 году -- постоянное повышение зарплаты. Такой ответ дали 67% и 72% респондентов соответственно. Примерно треть опрошенных привлекает возможность работы в зарубежном филиале компании. Возможность стать партнером или совладельцем бизнеса теперь интересна только 29% против 39% два года назад. Потеряли вес такие факторы, как предоставление льготного кредита на крупную покупку -- 13% (было 19%) и пенсионное страхование -- 10% против 16% до кризиса.
«Сейчас таких сотрудников немного. Проработав семь-восемь лет на одном месте, можно с полным правом считаться долгожителем. Удержать человека так долго может карьерный рост, реальный функционал и то, что к его мнению прислушиваются, а идеи используют в работе компании», -- говорит Елена Познякова.
По словам директора кадрового агентства «Форум» Натальи Титовой, стимулом трудиться на одного работодателя десять лет и более может быть, к примеру, возможность стать компаньоном или учредителем компании. «Здесь инструменты все те же, -- комментирует Сергей Новиков. -- Либо предоставление доли в бизнесе, либо покупка квартиры или машины за счет работодателя. Разумеется, когда речь идет о топ-персонале».