Стоимость услуг профессиональных хедхантеров снижается. Корпорации экономят и на подборе персонала, и на обучении сотрудников. Зато в рекрутинговые агентства начали чаще обращаться соискатели.
Заместитель генерального директора кадрового агентства «Визави консалт» Ольга Петрова говорит, что сейчас спрос на обучение резко упал. «Если раньше оно было одним из основных способов мотивации сотрудников, то теперь для многих единственная мотивация - просто наличие стабильной работы и зарплаты», - отметила она.
По словам руководителя департамента по работе с клиентами кадрового центра «Юнити» Ольги Горюновой, спрос на тренинги сейчас резко упал, в условиях экономии бюджетов компании вынуждены экономить в первую очередь на развитии. До кризиса они занимали одну из лидирующих по популярности позицию среди услуг кадровых агентств, уступая только рекрутменту.
Сам рекрутмент тоже подвергся серьезным изменениям под влиянием кризиса.
«Так как многие работодатели оказались не в состоянии оплачивать полный цикла поиска сотрудников, произошло вынужденное замещение этой услуги другими, -- говорит Ольга Горюнова. – К ним относятся: подбор резюме, оценка кандидатов, которых компании нашли сами, проверка рекомендаций и другие».
По словам заместителя генерального директора кадрового агентства «Профиль» Татьяны Ивановой, работодатели, отказавшиеся от поиска персонала через рекрутинговые фирмы, как правило, осознают, что эта мера является временной. Из-за этого выросла популярность различных обзоров и прогнозов.
«Многих интересует создание баз данных по выпускникам вузов, -- говорит она. – Это связано с тем, что специалисты, только закончившие учебу, обходятся дешевле».
Татьяна Иванова отмечает, что стоимость рекрутмента в связи с кризисом снизилась на 5-8%, а по другим услугам она осталась на прежнем уровне.
Более серьезно (в 20-40%) оценивает падение цен на услуги кадровых агентств Ольга Горюнова. Она также отмечает падение популярности тех услуг, спрос на которые «и до кризиса был умеренным».
«К ним относится, например, кадровый аудит (оценка эффективности существующей системы управления персоналом в компании. – Infox.ru). Сейчас он еще больше снизился», -- рассказывает она.
Ольга Петрова называет в числе таких услуг аутстаффинг (привлечение в компанию внештатного специалиста на временный проект. – Infox.ru) и аутсорсинг (передача ряда бизнес-процессов на управление другой компании. – Infox.ru).
«Они появились в России совсем недавно и еще не успели набрать популярность. Естественно, до окончания кризиса они не станут более востребованными», -- говорит Ольга Петрова.
Одновременно она указывает на рост популярности услуг для соискателей. По ее словам, в 1998 году ситуация была аналогичной.
«До кризиса, когда найти работу было гораздо легче, у любого хорошего специалиста была возможность выбирать из множества предложений. В такой ситуации соискатель мало беспокоился о том, как преподнести себя работодателю, как грамотно продать себя», -- говорит Ольга Петрова.
Теперь ситуация изменилась -- востребованным оказалось умение правильно преподнести себя потенциальному работодателю на уровне резюме, телефонного или личного интервью. «Поэтому возросла популярность консультаций по этим вопросам, а также подбор вакансий подходящих соискателю», -- отмечает она.
Коммерческий директор компании Kelly Services Ирина Кондратова утверждает, что крупные компании, несмотря на кризис, стараются по мере возможности заботиться об уволенных сотрудниках.
«Как и в 1998 году, -- рассказывает она, -- на первое место среди популярных услуг кадровых агентств вышел так называемый аутплейсмент (оказание сокращаемым сотрудникам помощи в трудоустройстве за счет бывшего работодателя. – Infox.ru). Серьезные компании дорожат своей репутацией и понимают, что хотя кризис рано или поздно кончится, негатив у тех, кто был уволен, останется».