1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс советского сверхзвукового самолета Ту-144. Вспомним сегодня эту разработку, значительно опередившую свое время.
Первые полеты
Решение о создании сверхзвукового советского самолета ТУ-144 было принято в 1963 году. Первый испытательный полет состоялся 31 декабря 1968 года, за несколько месяцев до начала испытаний французского «Конкорда». Таким образом, ТУ-144 – первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Пассажирская эксплуатация началась только 1 ноября 1977 года и продлилась всего семь месяцев.
Главным конструктором Ту-144 был Алексей Андреевич Туполев, сын пионера советского самолетостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.
Пассажирские рейсы
Пассажирские рейсы выполнялись по маршруту Москва – Алма-Ата. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. Экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.
Полеты выполняли только два самолета. В роли командиров судов всегда были летчики-испытатели «Туполева», летчики же «Аэрофлота» всегда выполняли роли вторых пилотов.
Катастрофа в Ле Бурже
Ту-144 в 1971 году был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. После того как «Конкорд» продемонстрировал следующий трюк: заходя на посадку, он прошел прямо над взлетно-посадочной полосой и снова взлетел, советская делегация решила повторить такой маневр. После того как самолет пронесся над полосой, он перешел в крутую «горку». Верхняя ее точка пришлась на высоту около 1200 м. Внезапно траектория самолета круто переломилась. Машина резко устремилась в почти отвесное пикирование. На высоте всего 120 м нос машины начал медленно подниматься. Но в этот момент от самолета отделилось левое крыло, в следующую секунду отлетел хвостовой отсек, а потом наступило полное разрушение конструкции. Погиб экипаж и семь жителей города Гуссенвиль, 28 человек были госпитализированы.
Сохранилось видео катастрофы Ту-144 в Ле Бурже:
Французский «Мираж»
Причины катастрофы Ту-144 названы не были. Однако спустя почти 25 лет в английской прессе появилось сообщение, что, вероятно, предпосылкой к катастрофе послужило появление в зоне пилотирования «Ту-144» французского истребителя «Мираж», у которого было задание сфотографировать работу на взлете дополнительных передних «крылышек» самолета.
О появлении «Миража» советские специалисты знали, но долгие годы молчали. «В Париже именно «Мираж» явился помехой в выполнении полета «Ту-144». И летчики это не отрицали, в том числе и французский пилот, который сидел за штурвалом «Миража», у него было задание фотографировать «Ту-144», включая новую механизацию — передние убирающиеся крылышки, их у французов не было», – рассказывает главный конструктор Авиационного научно-технического комплекса имени А Н. Туполева Александр Пухов.
«Пассажиры в кресла вдавливались»
В прессе 1990-х – начала 2000-х годов можно найти много воспоминаний пилотов о самолете ТУ-144. Одни из пилотов – Александр Ларин – возил пассажиров по маршруту Москва – Алма-Ата.
«Разгон у самолета стремительный, он, как ракета, вверх идет, пассажиры в сиденья вдавливались, такой перегрузки ни на одном гражданском самолете не было. Когда отрываешься от земли, впечатление в салоне такое, будто на качелях: ноги обгоняют голову. Машина имела по тем временам совершенную систему навигации, причем автономную. Взлетел, выставил систему — и пошел. Мы в Алма-Ату приходили, ошибка была пятьсот метров всего, это мизер, практически на аэродром выходишь без наведения, без всякой корректировки», – вспоминает Ларин.
Систематические отказы систем
Александр Ларин рассказывал, как в январе 1978 года во время одного из полетов отказали 22 или 24 системы. «Только мы начинаем взлетать, отрываемся, командую: «Убрать шасси», шасси убираются, и раздается страшный рев в кабине: включилась сирена тревоги. А сирена такая, как в Ленинграде во время войны. Ничего не слышно, все глушит ее рев. Он продолжался час пятнадцать минут, мы ее не могли выключить», – говорит Ларин.
«Когда мы уже на сверхзвуке шли, у нас постоянная связь с Москвой, и нам сообщают, что по расчетам КБ: «У вас не выйдет ни передняя стойка, ни левая стойка. Выйдет только одна правая стойка, на нее одну и придется сажать». Это с его посадочной скоростью... Информация постоянно шла, и мы прокручивали: как быть, как быть? Час пятнадцать минут в полете, а весь полет час пятьдесят шесть. Час пятнадцать с этим ревом», – вспоминает летчик.
Вторая катастрофа
23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полета после возгорания топлива, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей самолет совершил вынужденную посадку на поле деревни Ильинский Погост, неподалеку от подмосковного города Егорьевска.
После приземления через форточку кабины экипажа покинули самолет второй пилот, командир экипажа и штурман. Находившиеся в салоне инженеры покинули самолет через переднюю входную дверь. Бортинженеры оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.
После второй катастрофы была прекращена пассажирская эксплуатация самолета.
«Летающая лаборатория»
С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144 использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов.
Пилотировал самолет американский пилот Чарлз Гордон Фуллертон, дважды летавший в космос на «Шаттле»
Где можно увидеть Ту-144
Всего было построено 16 самолетов Ту-144. В 1983 году на одном из Ту-144 установили 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов.
Две машины погибли в аварии, часть самолетов была уничтожена и разрезана на металл.
Два самолета находятся в Жуковском, один из них – тот самый, который использовался для тестов НАСА. Другой – был восстановлен в соответствии с исторической системой окраски и выставлялся на авиасалонах, начиная с 2007 года.
Ту-144 также можно увидеть в музее гражданской авиации в Ульяновске, в музее ВВС в Монино под Москвой, в музее техники в Зинсхайме (Германия). В немецком музее самолет установлен рядом с французским «Конкордом». Еще два самолета находятся на хранении в самарском и казанском авиационных университетах.
Сравнение с «Конкордом»
Количество построенных серийных Ту-144 и «Конкордов» было приблизительно равным, но в отличие от Ту-144 англо-французские самолеты находились в эксплуатации куда дольше. Самолеты себя не окупали и дотировались со стороны правительства. Последний пассажирский рейс «Конкорд» совершил в 2003 году. Этому предшествовала авиакатастрофа 2000 года. Тогда в парижском аэропорту «Шарль де Голль» погибло 113 человек.