Компания Яндекс провела исследование движения московских автобусов по новым экспресс-маршрутам с целью определить их преимущества и недостатки относительно автотранспорта и узнать кратчайший способ добраться с окраины города в центр и обратно.
В ходе исследования, результаты которого опубликованы на сайте компании, были изучены четыре существующих на данный момент в столице экспресс-маршрута наземного общественного транспорта: маршрут №901 (Загорье – метро Коломенская), №902 (Новопеределкино – Киевский вокзал), №903 (Холмогорская улица – Рижский вокзал) и №904, следующий от Митино до Белорусского вокзала. Авторы работы сравнили данные Мосгортранса о времени автобусов, следующих по этим маршрутам, в пути с показателями сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Пробки о движении автомобилей по аналогичным направлениям.
В результате исследователи выяснили, что жители Московского региона, предпочитающие пользоваться экспресс-автобусами при поездке из Загорья до метро Коломенской в среднем тратят на дорогу от 50 до 80 минут (или не более получаса при условии свободных дорог), в то время как автомобилисты проводят в пути на 10-15 минут меньше. Жители Новопеределкино каждое утро жертвуют чуть меньше часа своего времени, чтобы добраться до Киевского вокзала. Автолюбители же заметно обгоняют поклонников общественного транспорта, в основном за счет подъездов к конечным остановкам.
Проанализировав время в пути маршрута №903, следующего от Холмогорской улицы до Рижского вокзала, авторы работы пришли к вводу, что пассажиры автобусов немного обгоняют автомобилистов с утра, когда дорога занимает у них порядка 40 минут, зато сильно проигрывают оппонентам по вечерам. На отрезке же от Митино до Белорусского вокзала общественный транспорт едет примерно с той же скоростью, что и личный. Однако подобная тенденция наблюдается лишь утром, в то время как по вечерам владельцы автомобилей снова преодолевают расстояние быстрее.
Таким образом, исследование привело авторов к выводам о том, что, несмотря на существенную и неоспоримую пользу от введения новых экспресс-автобусов, курсирующих от окраин столицы к ее центру, они все еще уступают автомобилям, избавленным от необходимости тратить время на подъезде к конечным остановкам, а также более маневренным в пробках. Помимо этого, машины способны развивать более высокую скорость и на свободных участках дороги. Однако потенциал автобусов проявляется на участках маршрутов, оборудованных выделенными полосами. Самым удобным для пассажиров авторы работы признали 903-ий маршрут, способный доехать до пункта назначения даже немного быстрее конкурента.