Некоторые выбирают комфортные и породистые автомобили для путешествий. Чтобы не стыдно было на других посмотреть и себя показать. Я же в своих пристрастиях постоянен: экономичность – вот главное качество для машины в дальнем путешествии. И Kia Soul как нельзя кстати подвернулся для поездки в Эстонию.
Разница между российскими дорогами и европейскими быстро ощущается, уже сразу после границы. На подъезде к Нарве, пограничному пункту в Ивангороде, дорога, похоже, осталась такой же, как и во времена Второй мировой: ее сначала бомбили, а потом тут прошли танки. А если серьезно, крупнейший пропускной пункт между двумя странами просто не может иметь подъездные дороги в таком жутком состоянии. Но факт остается фактом.
В Эстонию проезжаем без проволочек, международный полис (грин-карта) на машину у нас имеется, но нет личной медицинской страховки. Если финны ее не спрашивают, то эстонские пограничники отправляют покупать. Это можно сделать тут же, на пропускном пункте, и совсем недорого -- 600 рублей за пару страховок на неделю пребывания. Можно расплатиться как рублями, так и кронами (в Эстонии имеют хождение как евро, так и местные деньги), но русская страховщица из эстонской Нарвы была более рада нашим рублям. Дальше никаких проблем в виде требования брони гостиницы или приглашения, вполне достаточно того, что у нас есть открытые шенгенские визы.
Сразу за Нарвой на трассе М11 щит: «Эта дорога построена при поддержке Евросоюза». Точнее, еще строится. Сейчас она расширяется, создаются многоуровневые развязки, так что в пробке можно потерять около часа. Но зато дальше, до самого Таллина, начинается отличное полотно, без выбоин, трещин и колдобин. И наш Kia Soul бодро несется навстречу приключениям. Кстати, говоря в самом начале о выборе машины, я немного слукавил. Soul -- относительно новый аппарат в линейке Kia, выглядит очень свежо и необычно. Благодаря увеличенной высоте кабины и некоторой «квадратности» взгляд моментально выхватывает автомобиль в потоке. Вот только большая поверхность лобового стекла, установленного почти вертикально, дает слишком высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, что на скорости свыше 140 км/ч приводит к жуткой вибрации крыши, так что салонное зеркало заднего вида прыгает туда-сюда. 140 км за час -- не предел машины, оснащенной 1,6-литровым турбированным дизельным двигателем CRDi. Имея под капотом мощность в 128 «лошадей», Soul может ехать с максимальной скоростью в 182 км/ч, до сотни разгоняясь за 11,3 секунды. Начальные тяговые характеристики весьма хороши, максимальный крутящий момент в 260 Нм уже при 1900 оборотах в минуту позволяет быстро проходить первые три передачи. Но, даже несмотря на 5-ступенчатую механическую трансмиссию, провал образуется чуть выше, на разгоне от 60 до 100. Не слишком хорош и акустический комфорт. При таком большом объеме салона, как у Soul, шумоизоляцию надо делать намного лучше. Внешние шумы и звук двигателя заметно усиливаются резонансом пластика на дверях, хотя особо жестким его не назвать. Вообще, интерьер машины довольно удачен и функционален. Передняя панель смотрится достаточно свежо и весело, все находится на своих местах и под руками, и даже простенькая аудиосистема звучит довольно неплохо. Но особенно ценить эту смесь из кроссовера, хэтчбека и мини-вэна стоит за экономичность. Забегая вперед, скажу, что, заправившись в Ивангороде под завязку (а это около 55 л солярки), топлива нам хватило доехать до Таллина, много-много покататься там и вернуться обратно. Еще и осталось. Это очень существенный плюс, ибо расход на трассе у дизельного Soul не превышает 5 л, а дизель в Эстонии (как и бензин) очень дорог: почти €2 за литр.
Таллин -- одна из самых неторопливых столиц мира. За неделю пребывания тут я ни разу не видел сорвавшуюся с пробуксовкой машину, хотя заряженных тачек тут хватает, начиная от BMW «М» всех серий и заканчивая Ferrari. Но все чинно и благородно следуют правилам. Может, потому что в городе, в отличие от трасс, полицейских намного больше, да и камер натыкано в изобилии.
Находясь в Таллине, я думал, что самая большая беда -- это парковка. Оставить машину без нарушений действительно очень сложно, а все надписи, увы, сделаны на эстонском. Но штрафы меня миновали. Кошмар начался по дороге домой, а точнее, на пропускном пункте в Нарве-Ивангороде. Подъезжаю, занимаю очередь, а перед въездом на КПП меня разворачивает какой-то мужик, объясняя, что нужен какой-то пропуск! «Нужен пропуск для того, чтоб попасть на Родину?» -- не понимая, спрашиваю я. После перепалки выяснилось, что очередь тут занимают за несколько суток, а вожделенный пропуск получают аж на другом конце города -- в «отстойнике». Те же, кто хочет побыстрей проехать, должны за пропуск «без очереди» заплатить порядка 1000 рублей, и только тогда они попадут в зону таможенного досмотра. Компания, которая таким образом разводит водителей на деньги, имеет хороший доход. Я считаю, что это свинство чистейшей воды, хотя некоторые и говорят, что сделано это для того, чтобы эстонцы бесконтрольно не мотались на нашу территорию за сигаретами и бензином. Сомнительное объяснение.