В Москве на лобовые стекла автомобилей, неправильно припаркованных на тротуарах, начали наклеивать постеры с надписью: «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Затем выяснилось, что такие же наклейки, явно не кустарного изготовления, обнаружены и в других городах. Информационные сообщения, как водится, не содержали глубокого анализа. Между тем действия людей, которые наклеивали постеры на чужие машины, сразу же назвали хулиганскими.
С точки зрения автолюбителя, который не смог найти в узких московских переулках другого места для стоянки, кроме как на пешеходной дорожке, действия «каких-то мерзавцев», наклеивших на лобовое стекло плакат размером около полуметра, будут казаться чуть ли не уголовщиной (статья 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества»). Многие водители, если они застанут расклейщиков на месте «преступления», попытаются разобраться с ними самостоятельно, и вряд ли эта разборка обойдется без телесных повреждений. Но это будет явный самосуд, который даже обсуждать не имеет смысла.
Однако возможен вполне законный ответ пострадавшего – передав расклейщика милиции, он не отдирает самостоятельно постер с лобового стекла, а совершает действия, облекающие призрачный ущерб в материальную форму. Убедившись, что клей на постере вполне качественный, ноготком его не сотрешь, водитель вызывает эвакуатор, так как управлять машиной, у которой заклеено лобовое стекло, невозможно. На эвакуаторе машина доставляется на мойку, однако и там не могут полностью очистить стекло бесконтактным способом. Начинают чистить щетками и наносят на стекло царапины, которые приходится удалять с помощью полировки в специальном центре. В целом все эти процедуры могут обойтись в 5-6 тыс. рублей. Моральный ущерб пока не берем в расчет, так как каждый вправе оценить его сам.
Если даже милиция откажется возбудить уголовное дело по статье 167 УК, не посчитав материальный ущерб «значительным», то понесенные водителем расходы можно компенсировать в гражданском процессе, потребовав, чтобы расклейщик заплатил не только за эвакуатор, мойку и полировку автостекла, но также за потерянное время и расходы на услуги адвоката. Моральный ущерб суд вряд ли оценит достойно, но если водитель окажется предпринимателем и докажет, что из-за этого «хулигана» он опоздал на важную встречу, то упущенную выгоду придется компенсировать наверняка. А это, между прочим, уже не копейки, а десятки, если не сотни тысяч рублей.
Судья, который рассматривает такое дело, не может отказать истцу, так как ущерб налицо, справки и счета подлинные, а лицо, причинившее ущерб, установлено. Расклейщик вряд ли сумеет уйти от расплаты, хотя он, конечно, может взывать к справедливости, доказывать, что водитель сам совершил административное правонарушение, поставив машину на тротуаре, просить суд учесть все обстоятельства дела и неспособность органов ГИБДД обеспечить людям нормальный проход около своих домов. Максимум, чего он добьется, – снижения суммы компенсации до каких-то «разумных пределов».
Итак, вполне безобидная на первый взгляд акция доведенных до белого каления пешеходов, которым мешают передвигаться беспорядочно припаркованные автомобили, может оказаться если не уголовным преступлением, то серьезным правонарушением, повлекшим пусть не очень значительный, но все же материальный ущерб. И за свои действия, направленные, по их мнению, на благое дело – предотвращение неправильной парковки, людям придется отвечать по всей строгости закона.
Хотелось бы, чтобы в нашем запутанном законодательстве все же появились какие-то конкретные нормы, регулирующие действия людей, которые либо выражают гражданский протест против нарушителей закона (и против тех, кто должен наказывать этих нарушителей, но не делает этого), либо собственными силами стараются защитить общество от преступников, однако при этом сами нарушают те или иные нормы закона. А во-вторых, хочется надеяться, что наши правоохранительные органы все-таки будут реформированы. И, возможно, тогда они начнут защищать права законопослушных граждан, а не только тех, кто стремится уйти от ответственности или с помощью корочек и мигалок, или благодаря тугому кошельку.