Сдавать «на права» вскоре, вполне возможно, придется по-новому. ГИБДД планирует минимизировать человеческий фактор влияния на результаты экзаменов, для чего активно пропагандирует так называемые «автоматизированные автодромы». Такими площадками автошколы в обязательном порядке должны обзавестись к 2011 году.
Качество подготовки водителей в российских автошколах давно уже не удовлетворяет современным реалиям. Число жертв ДТП измеряется десятками тысяч. А президент России недвусмысленно дал понять, что виноваты в этом именно автошколы. Чиновники разных рангов и мастей тут же развили бурную деятельность. На свет один за другим стали появляться проекты технического перевооружения автошкол и новые программы обучения граждан водительским премудростям. Тем не менее сами автошколы грядущему перевооружению не слишком рады. Более того, для многих автокурсов подобная программа может обернуться закрытием.
Список оборудования, которое должно появиться в каждой автошколе, радует не столько количеством пунктов, сколько ценником напротив каждого из них. Самый масштабный, безусловно, – автоматизированный автодром, который будет принимать экзамен у курсанта без участия человека-экзаменатора. Такие автодромы широко распространены в Южной Корее, откуда, по некоторым данным, чиновники и привезли идею. В качестве аргументов приводятся 15-летний опыт использования корейцами интеллектуальных площадок и существенное снижение количества ДТП с участием неопытных водителей. Корейские же инженерные технологии и предлагается повсеместно внедрять в систему обучения.
Автоматизированный автодром по-корейски состоит не только из автодрома. Целым комплексом аппаратуры (как для отслеживания выполнения упражнений, так и для видеофиксации) оснащается и учебный автомобиль, который отныне становится привязанным к единственно возможному роду деятельности – учебной работе. Таким образом, инженерные решения, принятые в Корее, предполагают наличие целого парка автомобилей, принадлежащих автодрому. Соответственно, сдавать экзамен на том же автомобиле, на котором обучался, курсант не может.
Создание автодрома по корейскому рецепту сродни постройке маленького города со своей инфраструктурой и транспортными артериями. Датчики, следящие за тем, чтобы траектория движения экзаменационного автомобиля укладывалась в требуемые нормативы, вживляются в бетон площадки практически навечно, что исключает не только возможность «переезда» автодрома на другую территорию, но и возможность изменения конфигурации учебной трассы. Между тем на Урале существуют проекты автоматизированных автодромов, которые основаны на принципиально иных схемах взаимодействия трассы и автомобиля. Основное их достоинство – мобильность. К примеру, проект автодрома «Русь», разработанный в Екатеринбурге, отличается, по заявлениям разработчиков, большей функциональностью, повышенной пропускной способностью (до 120 автомобилей в час) и более эффективным использованием занимаемой территории. В отличие от стационарной корейской екатеринбургские инженеры с самого начала создавали максимально гибкую систему, не требующую существенных усилий по внедрению.
Следствием использования более современных технологий становится не только возможность обучения на автодроме на личном автомобиле (чтобы дать ему возможность «общаться» с сервером автодрома, требуется всего лишь дооснастить автомобиль несколькими датчиками). Главное – то, что автодром, созданный в Екатеринбурге, предполагает легкий демонтаж и оперативное развертывание на новой площадке. Все «полевые» датчики и контроллеры располагаются в швеллерах, которые по совместительству играют роль ограничивающих бордюров. Таким образом, формирование экзаменационной трассы происходит без вмешательства в покрытие.
Впрочем, не исключено, что в ближайшее время легкость демонтажа станет единственным востребованным достоинством уральского автодрома. Образовательными инновациями ГИБДД заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба, инициировавшая проверку легитимности новых требований к автошколам. Дело не только в неподъемной для обычной автошколы стоимости «умного» автодрома. ГИБДД требует от автошкол обзавестись такими площадками к 2011 году, однако в некоторых регионах страны уже сейчас невозможно продление лицензии на обучение без наличия либо самого автодрома, либо договора на его аренду.
В силу дороговизны новых технологий обучения и сдачи экзаменов (стоимость постройки автоматизированного автодрома -- несколько миллионов рублей) без внушительной сторонней поддержки позволить себе такое удовольствие может далеко не каждая автошкола. Наиболее оптимальным сейчас называют вариант поиска стороннего инвестора, который согласился бы финансировать создание автодрома в расчете на дальнейшее получение прибыли от сдачи его в аренду нескольким автошколам одновременно. По оценкам уральских компаний, которые уже выразили согласие участвовать в строительстве обучающей площадки по екатеринбургскому проекту, срок окупаемости составит от года до двух с учетом возможной стоимости аренды около 500 рублей в час. Однако главным условием получения выгоды остается все то же пресловутое требование ГИБДД, которое превращает доход владельцев автодрома из вероятного в гарантированный. Основываясь на этом, многие инвесторы и соглашались на участие в образовательном, по сути, проекте. Между тем инициированная ФАС проверка может превратить стопроцентную гарантию в иллюзорную – если по каким-либо причинам участие автодрома в процессе обучения перестанет быть обязательным либо потребует обоснований более серьезных, чем внутриведомственные письма и рекомендации. А нет гарантированных арендаторов – нет и автодрома.
Впрочем, нужность и важность «интеллектуальной» 12-фигурной площадки для процесса обучения и ее влияние на качество подготовки многие преподаватели считают незаслуженно переоцененными. Возможным следствием введения автоматизированного автодрома как обязательного элемента экзамена легко может стать тот же самый подход к обучению, что и сейчас – когда курсантов учат не тому, как водить автомобиль, а тому, как сдавать экзамен. Таким образом, ощутимый эффект от нововведений почувствует по большей части только кошелек курсанта.