Правительственная комиссия решила остановиться на первоначальном маршруте трассы Москва-Петербург -- через Химкинский лес. Завершить строительство этого участка трассы планируется к концу 2013 года.
Вице-премьер России Сергей Иванов отметил, что правительство России уверено в обоснованности и законности первоначального варианта прокладки трассы через Химкинский лес. Он напомнил, что по поводу строительства данной трассы уже есть решение Верховного суда, , сообщает РИА "Новости". Правительственная комиссия, принимая свое решение, основывалась в том числе и на этом постановлении: "Мы не можем игнорировать решение Верховного суда".
Вице-премьер также заявил, что правительство намерено увеличить с 3 до 4 млрд рублей выплаты по компенсациям в связи с экологическим ущербом при строительстве. "Сегодня комиссия единогласно приняла решение увеличить эту сумму с 3 до 4 миллиардов рублей", -- подчеркнул Иванова. По его словам, вместо 100 гектаров вырубленного леса будет заново посажено 500 гектаров.
Вице-премьер сообщил, что на всем протяжении трассы в районе Химкинского леса планируется поставить шумозащитные экраны. Кроме того, на территории Химкинского леса не будут возводиться АЗС и другие объекты сервиса..
"Мы постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам экологическим строительства дороги и отказались от строительства инфраструктуры на восьми километрах", -- сказал Иванов по итогам заседания правительственной комиссии.
Министерство природных ресурсов России предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории. "Мы предложили защитить лес с точки зрения природоохраны, придав ему статус особо охраняемой территории", -- сказал глава министерства Юрий Трутнев.
Сергей Иванов также отметил, что правительство, скорее всего, поддержит эту инициативу. "Мы хотим из помоек и свалок сделать настоящий Химкинский лес", -- сказал вице-премьер.
Мнение президента
Президент России Дмитрий Медведев надеется, что компенсационные меры, принятые в рамках решения возобновить строительство трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес, минимизируют экологический ущерб. Об этом заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. "Активный диалог с общественностью позволил существенно усилить компенсационные меры, и президент надеется, что они минимизируют ущерб", - сказала Тимакова.
"Президент также считает, что любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан, экологию, должны обязательно быть предметом диалога власти, бизнеса, гражданского общества. Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен стать для всех уроком того, что такой диалог необходим. Это важный сигнал, который дан властям и бизнесу", - добавила Тимакова.
Президент убежден в том, что диалог обязательно должен быть с общественностью и "до конфликтной ситуации доводить его нельзя".
Она также заявила, что первоначальный выбор маршрута трассы Москва-Петербург, предусматривающий вырубку деревьев в Химкинском лесу, был сделан из-за неконструктивной позиции прежних московских властей. "Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как ни один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к правительству Москву", - отметила она.
Подробности принятого решения
Участок скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес будет построен к концу 2013 года, сообщил министр транспорта Игорь Левитин.
"В существующем варианте дата окончания строительства трассы -- 2013 год, в альтернативном варианте -- был бы 2017", -- цитирует "Интерфакс" Левитина.
Министр тобратил внимание на то, что при действующем проекте сносу будут подлежать два частных дома, при альтернативном пришлось бы снести 34 частных дома. Кроме того, в выбранном варианте, по его словам, будет вырублено 100 гектаров лесонасаждений, альтернативный вариант предусматривал вырубку 90 га.
"Стоимость существующего варианта строительства -- 51 млрд рублей и 48,5 млрд рублей в альтернативном, без учета стоимости компенсаций за дома в поселке Вашутино и земельных участков под этими домами", -- доложил глава Минтранса. Он подчеркнул, что "жители Вашутино категорически против сноса домов и переезжать на другое место они не хотели бы".
Глава Минтранса добавил также, что "в выбранном варианте будет всего два съезда -- на Московской кольцевой дороге и дальше, с городом Москвой согласован выезд на четвертое и дальше -- третье транспортное кольцо".
"То есть трасса Москва-Санкт-Петербург не будет замыкаться в пределах Московской кольцевой дороги", -- сказал министр.
Как сообщил Левитин, "часть существующего Ленинградского шоссе мы планируем передать под общественный транспорт, чтобы жители Химок имели скоростное сообщение с Москвой". "С Московской областью и Москвой мы это уже согласовали", -- добавил он.
Левитин обратил внимание на то, что "при выборе альтернативного варианта общие потери бюджета и концессионеров составили бы 5 млрд рублей". "При этом последовал бы полный разрыв концессии", -- подчеркнул министр, добавив, что "если бы концессионерам новый маршрут оказался не выгоден, нам пришлось бы из федерального бюджета полностью замещать частные инвестиции".
Кто "за", кто "против"
Проект строительства высокоскоростной автотрассы через Химкинский лес вызвал протесты экологов и общественности. В конце августа Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить реализацию проекта и провести новые общественные и экспертные обсуждения.
В сегодняшнем выступлении Иванов сказал, что необходимость строительства скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург поддерживается в обществе: «В целом необходимость строительства этой дороги, по моему мнению, поддерживается всеми. Никто не оспаривает нужность этого строительства».
По его мнению, консенсус по вопросу о строительстве «проистекает из того ужаса и кошмара, который происходит на нынешней трассе Москва - Санкт-Петербург, на участке через Химки, в районе Шереметьево».
«Жители Зеленограда часами стоят в пробках, эта ситуация известна миллионам москвичей, которые едут в аэропорт Шереметьево», -- подытожил вице-премьер.