В Дакаре финишировал ралли-марафон. Однако это не тот «Дакар», к которому мы привыкли. Сейчас гонка называется Africa eco Race. Противостояние организаторов практически погубило легендарный маршрут у Розового озера.
В то время как в Аргентине и Чили вовсю проходит основное соревнование ралли-рейдового мира, широко освещаемое СМИ, «Дакар», в столице Сенегала городе Дакаре завершилось альтернативное мероприятие. Путаница связана с расколом в стане организаторов. Могущественная французская компания A.S.O., проводящая «Дакар», всеми силами боролась с оппозиционной инициативной группой, практически сорвала гонку в прошлом году, спровоцировав отстранение руководителя команды организаторов и массу других неприятностей. Это привело к отмене пролога в Европе и бегству всех участников и вспомогательных служб на африканский континент.
Но организаторы Africa Race не отчаялись и повторили гонку в этом году. Главная идея – борьба гонщиков, а не бюджетов автоконцернов. По крайней мере, декларируемая. Разумеется, не только демократичность гонки способна привлечь спортсменов. Да, стоимость участия в альтернативном рейде ощутимо ниже, и что бы участники ни говорили о классическом маршруте и красоте Розового озера (которое называется так потому, что вода в нем розового цвета), финансовая сторона – далеко не последний вопрос. Но не только это. «Африку», хотя бы теоретически, но можно выиграть. А в «Дакаре» в первую десятку реально попасть лишь на суперкаре класса Т1, с заводской поддержкой и спецназом за рулем (чемпионом WRC/ Наскара/ Ле Мана / шестикратным победителем в зачете мото и так далее). Вот почему гонка набирает, пусть и меньшее в десять раз количество участников, но все же набирает.
Маршрут не стал откровением для ветеранов — он сильно напоминает «Дакар» образца 2006 года. Пролог в Португалии, затем паром доставляет участников в Марокко, по ее территории они направляются в сторону Мавритании, по пескам которой пролегает порядка 65% дистанции. На финише участники добираются до Сенегала, проходят заключительный этап вдоль Розового озера и финишируют в Дакаре.
Но и отличий немало. Организаторы, поразмыслив, отказались от сверхизнурительной гонки в 9000 км, сделав ее просто изнурительной. Немногим более 6000 км, день отдыха уже после четвертого этапа, который позволяет участникам понять, превратились ли они в зомби, выбившись из сил, или способны продолжать. Для еще большей экономии сил организаторы сократили все мучительные лиазоны, которые только смогли — старт и финиш спецучастков везде, где это было возможно, производился непосредственно в лагере. И никакого деления на лидеров и «гарнир». Ведь это логично – нет никакого смысла ужесточать условия для любителей, провоцируя их сходы. А лидерам помогать как раз и не нужно – они сами разберутся между собой в борьбе за победу. И сохранят интригу! Во всех классах борьба шла до самого финиша, несмотря на скромное количество участников – лишь 27. А именно: 16 внедорожников, четыре мотоцикла, четыре грузовика и три машины «на рейде» – то есть не то чтобы любители, а вообще новички, выступающие по упрощенной программе. И, к сожалению, ни одного российского экипажа (в отличие от прошлого года, когда представители команды Geo Raid добились победы в классе Т2 production).
Все перипетии гонки, к сожалению, остались «за кадром» – российские болельщики фактически находятся в положении информационной блокады, и, как показал опыт предыдущего года, дело не в наличии или отсутствии участников от нашей страны. А вот в Португалии, Бельгии, Польше люди могли наблюдать за ходом гонки посредством телевизионных трансляций. Однако соревноваться с американским «Дакаром» африканской гонке явно не под силу. При этом гордость организаторов (или верность традициям) не позволяет им разнести два ралли-рейда по датам, обеспечив участникам возможность выступить в обоих соревнованиях.
Что касается победителей, то явные фавориты подтвердили свой статус. Но назревавшее историческое событие, к сожалению, так и не состоялось: португальская гонщица Изабель Ясинто на грузовике MAN лидировала практически всю дистанцию, но в итоге ее экипаж не смог выйти на старт девятого этапа и завершил соревнования. Таким образом, Изабель так и оставила единственную женщину -- победительницу ралли-марафона, «железную немку» Юту Кляйншмидт на вершине мировой славы. Вместо нее победу праздновал чешский спортсмен Миклос Ковач (Scania).
Другой обладатель персонального статуса -- «Лис пустыни» Жан Луи Шлессер без видимых затруднений одержал вторую подряд победу в классе внедорожников на багги собственной конструкции. До этого «Лис» приходил первым на финиш тогда еще единого «Дакара» в 1999 и 2000 годах. В классе мото до финиша добрались три гонщика. Быстрее всех был итальянец Марко Каподакуа (КТМ) -- именно его история запомнит как победителя.
Как бы то ни было, организаторы «Африки» пока не проиграли свою «кабинетную войну» -- гонка прошла в этом году и, похоже, состоится в следующем.