Техосмотр стал главной автомобильной темой этой недели. Возможно, уже в ближайшее время он перестанет быть обязательным для новых автомобилей, а саму функцию проведения технической инспекции транспорта передадут в частные руки.
Зачем автомобилю, только сошедшему с конвейера, проходить технический осмотр (ГТО)? Этим вопросом задавался каждый купивший новую машину. Автогиганты тратят месяцы на технические согласования и государственные разрешения продажи своей продукции в стране, а новоиспеченному автовладельцу первым делом приходится доказывать, что приобретенный им автомобиль способен без опасности для окружающих доехать от работы до дома. Фактически необходимость техосмотра сводит на нет все договоры государства с автопроизводителем.
Впервые этот вопрос был услышан государством несколько лет назад, но не из уст автолюбителей, а с подачи отечественных автогигантов. И буквально сразу же счастливых покупателей новых российских машин освободили от этой технической повинности. СМИ обвинили отечественный автопром в недобросовестной конкуренции, справедливо заметив, что если и отменять техосмотр для новых автомобилей, то российских машин это нововведение из-за больших проблем с качеством должно коснуться в последнюю очередь.
Сейчас появилась первая надежда, что справедливость будет восстановлена, то есть абсолютно все владельцы новых автомобилей, и иностранных, и отечественных, будут получать талон ТО на три года и лишь по прошествии этого срока в установленном порядке проходить техническую экспертизу. Так должно быть в идеале.
Старая схема
На деле все совершенно иначе. Государственный технический осмотр сегодня -- большая профанация, неприятная данность для водителей, не имеющая никакой связи с техническим состоянием автомобиля.
Точнее, ее можно установить, но, как правило, приведение автомобиля в надлежащее техническое состояние стоит намного дороже, чем сам талон ГТО. Пользуясь этим, тысячи сотрудников МВД превратили унылую процедуру проверки узлов и агрегатов автомобиля в высокоприбыльный бизнес. В результате на улицах российских городов полно чадящего и гремящего автохлама с новенькими пластиковыми карточками на ветровом стекле, свидетельствующими – автомобиль в полном порядке.
Казалось бы, одобренный в первом чтении Госдумой законопроект, предусматривающий передачу функций проведения ГТО от ГИБДД в частные руки, должен уничтожить «талонный» бизнес.
Однако на неделе президент РФ усмотрел в новом законопроекте «коррупционную составляющую», а именно совмещение сервисных и контрольных функций. Следовательно, велика вероятность, что эти предприятия будут устранять несуществующие неисправности, выявляемые в процессе прохождения ТО.
Ситуация на этом этапе очень схожа с той, что мы имеем в процессе «прохождения ГТО» сегодня. Чтобы получить заветный талон на заведомо неисправный автомобиль, нас ставят перед выбором – либо ремонтировать машину своими силами, либо «занести в окошко».
Техосмотр по-новому
Тем не менее далее сюжетные линии расходятся. В случае с сервисом деньги «за предоставление услуги» пойдут на ремонт конкретного авто, а значит, сделают его безопаснее. Вопрос в другом – в пороговой величине той суммы, с которой устранение неполадок перестанет интересовать и заказчика, и исполнителя.
Конечно, есть вероятность, что цена талона ГТО вырастет. Однако не стоит забывать, что число автосервисов, занимающихся ремонтом автомобилей, и, следовательно, потенциальных пунктов прохождения ГТО в десятки, если не в сотни раз превышает число государственных пунктов технического надзора.
Конкуренция на этом рынке огромная, и заставлять клиента переплачивать за несуществующие неисправности -- значит рубить сук, на котором сидишь.
Тем более что указанную схему наши законодатели взяли не с потолка. Она давно и успешно применяется во многих странах мира. Схема эта при некоторых улучшениях, в частности введении выдачи номерных знаков, проведении ГТО и сервисных работ в одном месте, может быть выгодна и самой системе МВД. Ведь в таком случае вся техническая история машины, все выполненные сервисные работы будут на виду и в случае ДТП, случившегося из-за отказа или поломки того или иного узла в машине, виновного искать долго не придется. А следовательно, вскоре все недобросовестные «ремонтники» исчезнут с рынка, и техосмотр из бумажной формальности превратится в рабочую систему контроля исправности автомобилей.