Закон о госзакупках дал возможность любому гражданину с доступом в интернет следить за тем, на что тратятся бюджетные деньги. И порой сухие списки запросов правительственных структур читать интереснее, чем художественную литературу.
На каждую закупку (в том числе закупку автомобилей) для госучреждения должен объявляться тендер. Идея сама по себе хорошая. Скажем, нужен высокому чиновнику автомобиль бизнес-класса. Понять человека можно – в конце концов, он выполняет представительские функции. Подразумевается, что для совершения покупки его ведомство должно объявить тендер на поставку автомобиля с нужными характеристиками (например, 4,5-5 м в длину, двигатель объемом 2,5-4,0 л). После чего автодилеры будут бороться за получение заказа, предлагая свои автомобили по лучшим ценам. В итоге чиновнику достанется VW Passat, Opel Insignia или, скажем, Ford Mondeo. Однако в жизни часто происходит не так. По каким-то причинам чиновники интересуются строго определенными марками и моделями автомобилей – не иначе дилеры каким-то образом вызывают эту заинтересованность.
Например, не так давно Вологодский государственный педагогический университет разместил свою заявку на поставку автомобиля. Описание требований было скудным, но в запросе значились вполне конкретные цифры. Машина для нужд университета должна была быть ровно 4427 мм (кстати, в заявке чиновники написали «4427 метров») в длину, расходовать строго 9,9 л бензина в смешанном цикле и иметь кожный набалдашник КПП. Оказалось, что под эти параметры подходит одна-единственная машина -- Volkswagen Tiguan. Написать прямо в запросе нужную марку и модель в университете постеснялись.
Губернатор той же Вологодской области Вячеслав Позгалев провел пресс-конференцию по итогам 2009 года. Тогда он заявил: «Мы будем продолжать строить школы, больницы, газопроводы, мосты, жилье для молодых семей. Но в меньших объемах, чем раньше». Это понятно – на дворе кризис, лишних денег нет. А через пару дней в интернете появилась заявка от администрации, которая нуждалась в автомобиле. По техническим параметрам запроса подходил только внедорожник Lexus LX570 в комплектации Luxury, цена машины в автосалоне – 115 тыс. долларов.
Таким же образом завуалировало свой запрос Черноморское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Управление объявило тендер на поставку машины за 1,2 млн рублей. Особых требований чиновники к машине не предъявляли. В запросе было всего-то две желаемые характеристики: объем двигателя от 1,8 до 3,5 л и наличие вариатора Xtronic-CVT. Оказалось, что под эти технические запросы из выпускаемых сегодня подходят всего два автомобиля -- Nissan Murano и Nissan Teana. Но первая модель не проходит по цене – она дороже на 600 тыс. рублей. Поэтому становится очевидно, что Черноморское управление государственного морского и речного надзора намекает на Nissan Teana, причем с двигателем именно 3,5 л, потому что менее мощные моторы не работают в паре с коробкой передач Xtronic-CVT.
«Кто-то просто боится, что с них будут спрашивать, зачем такая дорогая машина нужна, – высказывает своем мнение блогер allan999, который открыл в Livejournal сообщество, посвященное интересным госзакупкам. – Некоторые даже буквы в запросе меняют. Кириллицу на соответствующую латиницу, «с», «е» или «о», чтобы в поисковике «ненужные» для конкурса люди не нашли тендер».
А нужные люди тендер, разумеется, находят. Например, торги, объявленные Калининградским областным центром диагностики и консультирования детей и подростков, выиграла компания ООО «Дженсер Логистик», единственный участник тендера. Это государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, заказало для собственных нужд автомобиль Cadillac с четкими условиями по комплектации, в которую обязательно должны входить: акустическая система не менее восьми колонок, раздельный климат-контроль, круиз-контроль и т. д. За машину центр обещал заплатить 1,309 млн рублей.
Госсовет Удмуртской Республики также не стесняется честно называть желаемую марку машину. Чиновники прямым текстом сообщили в заказе, что им необходим Toyota Land Cruiser 200, за который они готовы заплатить 3,1 млн рублей. В этом случае интересен тот факт, что внедорожник в нужной комплектации стоит у официальных представителей 2,884 млн рублей – на 200 тыс. дешевле.
Петербургский Институт прикладной астрономии РАН, который специализируется на изучении небесной механики астероидов и радиоастрономических исследованиях, решил обзавестись автомобилем Mercedes-Benz E350, стоимость которого не менее 2,6 млн рублей. В требованиях к машине указано, что она должна быть оборудована парктрониками, панорамной стеклянной крышей с электроприводом (не иначе следить за звездным небом), а салон должен быть обязательно отделан черной кожей и черным ясенем. Кроме того, в машине для нужд института, по условиям контракта, следует установить систему навигации и DVD на шесть дисков. Один из бывших сотрудников рассказал, что эта машина может предназначаться для руководства института: «На балансе учреждения «висят» три работающих 32-метровых радиотелескопа, и туда приходится ездить. Но не обязательно на «Мерседесе». Впрочем, для того, чтобы ездить на контроль телескопов, петербургский Институт прикладной астрономии РАН решил купить другую машину. На сайте госзакупок есть еще одна заявка на аукцион от этого учреждения. На этот раз речь про автомобиль Nissan Teana, стоимость которого 1,3 млн рублей.
Таким же Mercedes-Benz E350, как у петербургского института, заинтересовались в Пензе. Там судебный департамент открыл торги на поставку черного (цвет «обсидиан металлик») автомобиля, салон которого также должен быть отделан деревом ясеня, но коричневого цвета. Это не все случаи, когда бюджетное учреждение размещает заказ на дорогостоящий автомобиль. ФГУ «Авиалесоохрана» разместило заказ на автомобиль Lexus с массажным сиденьем и LCD-мониторами для пассажиров. За машину структура была готова заплатить 6 млн рублей. «Она нужна для перевозки иностранных гостей», – коротко комментируют покупку в лесоохране. Однако эта заявка попалась на глаза журналистам, и, после поднятого шума, Московская межрегиональная транспортная прокуратура не позволила потратить бюджетные средства на машину.
Следственному комитету, видимо, было легче избежать внимания прокуроров. Там купили себе два Infiniti QX56 по 2,5 млн рублей каждый. Почти столько же потратило Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан. Там за 2,25 млн рублей приобрели Audi A6 TFSI quattro с объемом двигателя 3,0 л.
Самые крупные и странные из приобретений за счет бюджетных средств сейчас активно обсуждаются в интернете. Благодаря сайтам типа zakupki.gov.ru и gozz.ru простые пользователи сети могут находить подозрительные заказы и через прессу оказывать давление на чиновников. Как минимум в одном случае – с «Авиалесоохраной» – это уже сработало.