Британские ученые создали формулу идеальной парковки. Воспользовавшись ей, легко можно узнать, влезет ли ваш автомобиль в освободившееся парковочное место. Правда, для этого стоит запастись инженерным калькулятором.
В преддверии роджественского шопинга, когда у торговых центров особенно трудно найти место для парковки, британская академическая наука решила протянуть руку помощи тем из автомобилистов, кому этот процесс кажется сложным. Ведь таковых немало: по результатам опроса, проведенного компанией Vauxhall (автомобили этой марки более известны у нас как Opel), 57% водителей, паркуясь в стесненных условиях, испытывают неуверенность в своих силах. А 32% и вовсе отказываются от своих намерений, предпочитая оставить машину гораздо дальше от точки назначения или на дорогой стоянке, хотя пространства для маневра им вполне могло бы хватить. Уточним, речь идет о так называемой параллельной парковке, когда нужно поставить машину вдоль бордюра между двумя другими автомобилями. В городе именно такой способ парковаться наиболее распространен, и он же наиболее сложен. Наибольшая эффективность такого маневра достигается при движении задним ходом, что уже само по себе, как известно, повергает многих водителей в ступор.
И одна из проблем состоит в том, что нужно понять – хватит ли места для вашего автомобиля в конкретном промежутке. Некоторые из современных автомобилей, например новый Lexus GX, самостоятельно измеряют свободное место и вычисляют, войдет ли машина туда. Владельцам менее продвинутых машин приходится вычислять это на глаз. Разные источники рекомендуют искать место, длина которого составляет [длина машины * 1,5], или, скажем, [длина машины + 1,5 метра]. Но есть ли универсальная формула? Оказывается, есть!
Англичане подошли к проблеме с присущей им основательностью и, скажем прямо, занудством: Vauxhall ангажировал для исследований группу ученых из Лондонского университета во главе с профессором Саймоном Блэкберном. И результат не заставил себя долго ждать: отныне каждый желающий может совершенно точно вычислить, войдет ли его машина в «обойму», пользуясь универсальной формулой. Для этого необходимо знать всего лишь три геометрических параметра своего авто: длину колесной базы, минимальный радиус поворота по внешнему габариту и длину переднего свеса, то есть расстояние от оси передних колес до крайней точки передка. Все эти параметры можно запомнить, выяснив их для своей машины раз и навсегда, однако в формуле присутствует еще и ширина соседней машины, которую нам придется объезжать. Это значит, необходимо иметь с собой как минимум рулетку.
Дальше начинается самое интересное: с указанными четырьмя числами мы должны произвести шестнадцать математических действий, в том числе дважды извлечь квадратный корень и шесть раз возвести число в квадрат. Затем нужно сложить получившуюся цифру и длину своей машины (которую тоже, естественно, нужно знать), сравнить результат с длиной свободного промежутка, благо рулетка у нас с собой, – и милости просим парковаться (если, конечно, место еще не заняли).
Мы попробовали подсчитать по формуле профессора Блэкберна, сколько места потребуется, чтобы припарковать седан Ford Focus между двумя такими же автомобилями. Расчет дал результат 1,88 метра (дополнительно к длине машины). Не так уж мало, многие опытные водители скажут, что могут поставить машину и с меньшим «зазором». Если же вместо «Фокуса» взять более компактную машину, например Ford Fiesta, потребуется уже 1,63 метра, что вполне логично. Учитывая еще и длину самих машин, «Фиесте» для параллельной парковки нужно будет почти на 80 сантиметров меньше места, чем «Фокусу», — вот оно, преимущество малых размеров.
Но достаточное пространство для параллельной парковки – еще не гарантия успешного выполнения маневра, поэтому напомним, как рекомендуется парковаться в таких случаях. Проехав вперед так, чтобы поравняться с передней машиной из тех, между которыми вы хотите встать, нужно остановиться параллельно ей в соседней полосе. Далее вывернуть руль до упора вправо и начать медленно двигаться задним ходом. При этом нужно смотреть в левое боковое зеркало и, как только в нем появится правая фара заднего автомобиля, можно выворачивать руль влево, – само собой, следя, чтобы не задеть своей правой передней частью передний автомобиль. Залог успеха – отсутствие спешки, хорошая обзорность, ну и, конечно, соответствие расстояния между машинами формуле профессора Блэкберна.