Первой из новых линий московского метро станет третий пересадочный контур (ТПК). Планируется также строительство «Большого кольца», но это большой проект на будущее. На ТПК поезда пойдут без машинистов, а станции будут застеклены так, чтобы защитить метро от самоубийц.
О том, как будет развиваться метро в ближайшее время, в интервью РИА Новости рассказал главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков.
Третий пересадочный контур
«Согласно первому этапу этого контура, на нем будет построено сразу восемь станций. Причем, семь станций – глубокого заложения, которые находятся на глубине 50 метров, а восьмая станция – «Деловой центр», которая была утверждена еще лет 10 назад и давно уже построена. В рамках первого этапа будут построены такие станции, как «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Мневники», «Пресня», «Шелепиха» и «Деловой центр».
Название пересадочный контур дано потому, что он принимает периферийных пассажиров и не ведет их в пределы кольцевой линии и тем более центра, а перераспределяет потоки на другие линии и не дает возможность транзитным пассажирам стекаться в центр к Кремлю. Этот контур будет их подхватывать ранее.
На этом участке кольца мы имеем сразу четыре пересадочные станции. «Нижняя Масловка» – там пересадка на станцию «Савеловскую» Серпухоско-Тимирязевской линии, «Петровский парк» – пересадка на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии, «Хорошевская» – на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии и на станции Деловой центр будет пересадка на будущую Солнцевскую линию, которая одним концом будет уходить в Новопеределкино, а другим концом на станцию «Третьяковская».
Строительство рассчитано до 2015 года».
«Большое кольцо»
«Эта тема пока не прорабатывается. Сейчас кусочек этого кольца уже построен – от «Каховской» до «Каширской» станции. Более того, в этом году должны были строить еще один кусок кольца – через Коломенский парк с сооружением станции под названием «Улица Гурьянова», однако в связи со сменой руководства города планы изменились. Так что сейчас существует один кусочек, а дальше, как получится. Как видно, планов по строительству метрополитена очень много, было бы финансирование.
Чтобы перехватывать людей с краев, может быть, вообще было бы лучше строить сначала «Большое кольцо», а потом Третий пересадочный контур, но оно настолько большое, что Москва сейчас его не потянет. Поэтому и пришла идея построить сначала Третий пересадочный контур, который пройдет «Красносельскую», «Бауманскую», «Авиамоторную», «Пролетарскую», «Автозаводскую», «Тульскую», «Ленинский проспект», «Спортивную», «Парк победы» и дальше упрется в утвержденный участок».
«Типовые станции»
«Типовой проект разрабатывался с целью, чтобы вся шелуха ушла на сторону, а наиболее оптимальные варианты конструктивных решений были выбраны и приняты как типовой проект. То есть экономия ориентировочно на 20% есть, да к тому же сокращаются и сроки строительства.
Что касается первых типовых станций, то это будут все станции Третьего пересадочного контура. Также по типовому проекту строилось продление Люблинской линии от «Марьиной рощи» до «Лихобор», станция «Пятницкое шоссе», станция «Братеево».
«Защита от самоубийств»
«Это будет стеклянная перегородка, которая будет идти от пола до потолка, и не будет давать людям вывалиться на пути. Человек подходит к перегородке, над ней будет информация для пассажиров, а места дверей будут обозначены символами или светом. Ось этих дверей будет соостна с дверьми вагона, и открываться они будут одновременно.
Такие станции начнут появляться как раз с Третьего пересадочного контура».
О комфорте
«Если в метро будет комфортно – люди сами туда пойдут. Сейчас этой ситуации нет. Сейчас там с утра до ночи дышать нечем, много людей. А комфортные условия могут быть созданы только тогда, когда сеть метрополитена будет составлять не 300 километров, как сейчас в Москве, а 1,3 тысячи километров, как на Западе.
При таких темпах строительства метро, которые сейчас заявлены – это произойдет не скоро. Если мы до 2020 года ставим себе задачу построить 120 километров, то чтобы получить одну тысячу километров нам понадобится добрых 100 лет. Темпы надо увеличивать, надо строить как в Шанхае, где 300 километров построили меньше, чем за 15 лет».
«Без машинистов»
«Линиями без машинистов станут Третий пересадочный контур и Солнцевская линия. Подобные линии функционируют во многих странах. Первая линия появилась в Париже – это 14-ая линия. Весь метрополитен с машинистом работает, а вот она одна без него. Это вполне реально.
Мы, таким образом, исключаем человеческий фактор. Были в метрополитене случаи с человеческими факторами, которые приводили к непредвиденным ситуациям».