Раритетные автомобили вполне могут соперничать с суперкарами. По крайней мере, в цене. На аукционе RM Auction за астрономические суммы ушло сразу несколько автомобилей начала прошлого века. А самым дорогим лотом торгов стал Marmon Sixteen Convertible Coupe.
Более полумиллиона долларов за автомобиль, название которого можно найти только в автомобильных энциклопедиях. Впрочем, новоиспеченный хозяин ретромобиля вряд ли плачет по потерянным деньгам. Marmon Sixteen Convertible Coupe -- автомобиль, легендарный настолько, насколько был бы сегодня ценен для любого из зоопарков, к примеру, детеныш тираннозавра. Жутко дорого, но страшно престижно.
Изначально дела у Marmon шли достаточно хорошо. Уже через девять лет после выпуска своего первого автомобиля, в 1911 году, Marmon создает сверхмощный Wasp -- специальную модель для гонок, которая выигрывает первую же 500-мильную гонку в Индианаполисе. Чем не лучшее подтверждение надежности и скоростных характеристик автомобиля? В 1914-1918 годах компания выпустила несколько новых моделей с мощными 6-цилиндровыми моторами гигантских объемов. В частности, объем двигателя Marmon-48 равнялся 9383 см3! Впрочем, на большинстве автомобилей, выпускавшихся в те годы под этой маркой, стояли двигатели поскромнее: Marmon-34 оснащался 6-цилиндровым двигателем с объемом 5565 см3. А его «младший брат» Little Marmon имел под капотом рядный 8-цилиндровый мотор в 3115 см3.
Единственным недостатком этих машин являлась цена. И если в годы относительного благополучия торговля дорогими машинами шла достаточно ровно, то с началом Великой депрессии спрос на престижные авто резко упал. С 1928 по 1931 год под брендом Marmon еще выпускаются машины класса люкс по более или менее приемлемой цене, но продажи стремительно падали.
И вместо того чтобы сменить нишу и начать разработку более дешевых авто, компания в 1931 году выводит на рынок венец своих творений -- Marmon Sixteen с 8,7-литровым двигателем V16 мощностью 200 лошадиных сил, изготовленным из легких сплавов. Автомобиль, дебютировавший на Чикагском автосалоне, получил массу положительных отзывов от специалистов, а 16-цилиндровый двигатель и вовсе был признан выдающимся достижением и получил медаль от Общества автомобильных инженеров.
Увы, рынок не оценил эту дорогую игрушку. В стране, где к тому моменту число безработных достигло 13 млн, если и оставались желающие купить автомобиль, то большей частью они смотрели они в сторону дядюшки Форда, предлагающего, конечно, простые, но надежные и недорогие машины.
В результате уже в 1933 году марка Marmon как производитель легковых автомобилей перестала существовать. К тому моменту знаменитых Marmon Sixteen было выпущено всего четыре сотни экземпляров. Сколько их дожило до наших дней -- неизвестно. Скорее всего, оставшиеся машины можно сосчитать на пальцах одной руки. К примеру, в американском Marmon-клубе всего 34 машины, из которых только лишь две Sixteen. Любые разговоры о стоимости лота, таким образом, бессмысленны. Ведь по всем канонам это уже не автомобиль, а артефакт, который давно пора занести в разряд бесценных.