За три недели до Шанхайского автосалона китайский автопроизводитель Geely, «специализирующийся» на недорогих автомобилях малых классов, явил миру свое видение роскоши. Одного взгляда на новинку достаточно, чтобы понять: вдохновение китайские мастера черпали у Rolls-Royce.
Limo -- Phantom по-китайски
В разгар кризиса китайская компания Geely явно ищет новые рынки сбыта. Но не среди малоимущих, а в рядах богачей. Вернее даже, бывших богачей. Если денег на настоящий Rolls-Royce не хватает, а жизнь без роскоши не имеет смысла, китайцы готовы предложить свою, пусть и не столь раскрученную, альтернативу. Кожа, драгоценные породы дерева, обилие хрома и мощный двигатель в комплекте. Да и дизайн машины явно позаимствован у англичан.
Правда, число мест для пассажиров всего одно. Но какое -- выполненное в виде трона. Под ногами хозяина коврики из натуральной шерсти, а над головой звездное небо из светодиодов, точь-в-точь как в Rolls-Royce Phantom Coupe.
Единство противоположностей
Впрочем, большее удивление общественности вызывает не столько факт создания китайскими автомобилестроителями автомобиля такого класса, сколько то, как китайцы игнорируют законы, установившиеся в автомобильном мире.
Напомним, что Geely GE Limo далеко не первый китайский клон бестселлеров автомобильного рынка. Только за последний год-два в Поднебесной появились свои BMW X5 – Shuanghuan SCEO, Toyota RAV 4 – UFO DR, Smart – Noble, Lexus RX 350 -- Huanghai Fast NCV, BMW 5-й серии -- Brillianсе М2 и прочие.
Более того, одним копированием автомобильное «пиратство» не ограничивается. В марте этого года автомобильный мир потряс очередной скандал. Компания Chery представила миру свои новые «премиальные» бренды Riich и Rely. Не мудрствуя лукаво, в качестве эмблем для своих люкс-каров китайцы выбрали логотипы Bentley и Infiniti, лишь слегка изменив их. Стилистика и форма новых лейблов практически идентична «родительским».
Чтобы привлечь внимание к новичкам рынка, китайский автопроизводитель решил заработать дополнительные очки на репутации уже известных марок премиум-класса. Так, автомобили Riich будут украшаться логотипом удивительного сходства со значком Bentley. Второй бренд Rely, как можно убедиться, в качестве «базового» использовал логотип у Infiniti.
Конечно, подвергшиеся атаке «автопиратов» бренды пытаются защитить свое честное имя. И даже судятся с автомобилестроителями из Поднебесной. Однако борьба эта выглядит скорее соблюдением норм приличия. Доказать факт подобного плагиата чрезвычайно сложно. К тому же зачастую китайские автоклоны представляют собой «сборную солянку» из нескольких автомобилей -- когда, к примеру, на три четверти автомобиль выглядит как Lexus, а на четверть -- как Pontiac.
Симпатичные пираты
Однако не стоит сбрасывать со счетов стремление любого автогиганта сделать свою продукцию дешевле и как следствие увеличить продажи. Огромный Китай с его бурно растущей экономикой и дешевой рабочей силой для любого автогиганта очень выгодный рынок, ссориться с хозяевами которого в конечном счете выйдет себе дороже. Поэтому прецеденты, когда продажа того или иного автомобиля была запрещена, можно буквально пересчитать по пальцам.
И все же надо отдать должное китайским инженерам. На любом мало-мальски значимом автошоу эти бойкие ребята, вооруженные фотоаппаратами, видеокамерами и линейками, скрупулезно снимают мерки с самых ярких новинок сезона. И вот, не проходит и года, как китайский автопром представляет всему миру свою версию бестселлера продаж.
И нужно заметить, что копии эти с каждым годом становятся все качественнее. Признают это и старшие братья из Японии и Кореи. К примеру, в руководстве Hyundai давно признали, что на техническую революцию, для которой Японии понадобилось 30 лет, а Корее 15, у китайцев уйдет лет 5-7. И судя по всему, оказались недалеки от истины. Более того, о намерениях построить свои заводы в Поднебесной уже заявили Toyota, Hyundai, KIA, Ford, Subaru, Peugeot, Mercedes, BMW и другие автогиганты.
Что же ожидает мировой автопром в ближайшем будущем? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно достать мобильный телефон, цифровой фотоаппарат, взглянуть на тыльную сторону DVD-проигрывателя или знаменитого iPhone. Там уже красуется надпись: «Made in China».