Запланированный на конец этого года запуск первого украинского геостационарного спутника вещания «Лыбидь» придется переносить на более поздний срок. Причина в том, что у изготовителя ракеты-носителя этого спутника - днепропетровского ПО «Южмаш» - возникли проблемы с российскими поставщиками.
Они перешли с украинским предприятием на ту же схему, что и «Газпром» с «Нафтогазом», - то есть на предоплату. В результате «Южмаш» до сих пор не может получить из России двигатель РД-171М и комплект приборов системы управления ракетой «Зенит».
С российской стороны поставщиком РД-171М и системы управления выступает ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). В этой организации подтверждают, что двигатель и система управления изготовлены - но на Украину они будут направлены после того, как «Южмаш» внесет предоплату, как и было оговорено контрактами на поставку, заключенными весной 2013 года. До сих пор российская сторона неоднократно шла навстречу «Южмашу» и закрывала глаза на нарушения графика оплаты. В последние годы Россия закупала в год 2-3 ракеты «Зенит», если считать вместе с проектом «Морской старт», но сейчас о новых заказах не сообщается из-за обострившейся международной обстановки.
«Южмаш» сейчас не в лучшем финансовом состоянии, предприятие, по сути, работает два дня в неделю, Роскосмосу оно уже должно денег за целую давно предоплаченную ракету «Зенит», - пояснил «Известиям» источник в руководстве ЦЭНКИ. - В данной ситуации мы, осознавая все риски, не видим для себя смысла в кредитовании днепропетровского предприятия. Как известно, в начале мая этого года «Южмаш» подписал меморандум с Днепропетровской областной администрацией в лице ее главы Игоря Коломойского. В тексте этого документа прямо говорится: «Областная администрация обязуется оказывать содействие «Южмашу» по участию в международных программах, связанных с космической деятельностью, и по контрактам, заключенным с иностранными заказчиками». В сложившейся сейчас ситуации, на наш взгляд, логично обратиться за финансовой поддержкой к Коломойскому, а не к российской госкомпании, ведь речь идет о постройке украинской ракеты для запуска украинского же спутника».