В Госдуму в четверг поступило представление, подписанное генпрокурором РФ Юрием Чайкой, о лишении депутатской неприкосновенности депутата от «Справедливой России» Олега Михеева, аналогичный документ от генпрокурора по депутату от КПРФ Константину Ширшову в Думе получили накануне.
В намерении Генпрокуратуры добиться лишения депутатской неприкосновенности двух парламентариев – эсера Олега Михеева (подозревается в мошенничестве) и коммуниста Константина Ширшова (подозревается в попытке продать мандат депутата Госдумы) – нет ничего сенсационного, считают эксперты. Напротив – такого запроса со стороны надзорного ведомства даже ждали, так как претензии к обоим депутатом были озвучены уже давно.
«Ужесточение кампании власти по самоочищению – это то, чего ждали и это можно только приветствовать, - считает политолог Павел Данилин. - Я напомню, что инциденты Михеева и Ширшова, в этом смысле, далеко не первые и далеко не самые заметные эпизоды. В 2012 году, кроме нашумевшего уголовного разбирательства вокруг Минобороны, что стало причиной отставки главы ведомства Анатолия Сердюкова, чистки прошли и в других госструктурах. В том числе, впервые за многие годы от сомнительных кадров начала избавляться и Госдума. Мандата за незаконный бизнес уже был лишен эсер Геннадий Гудков. Лишен неприкосновенности и проходит по уголовному делу о применении силы к полицейскому депутат-коммунист Владимир Бессонов. Так что Михеев и Ширшов просто оказались в этой очереди. Причем стоят-дожидаются в ней давно, ведь о претензиях к ним со стороны правоохранителей, а в случае Михеева и со стороны многочисленных обиженных бизнес-партнеров, известно не первый месяц».
Коллеги депутатов, которым грозит уголовное преследование, в комментариях оказались не менее решительны. В частности, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, единоросс Александр Хинштейн назвал происходящее «чрезвычайной ситуацией», в которой, по его словам, необходимо тщательно разбираться. «Любое обсуждение, связанное с лишением неприкосновенности депутата Госдумы или члена Совет Федерации, дача согласия на привлечение его к уголовной ответственности, лишение мандата, это, конечно, чрезвычайная ситуация», - сказал он.
В свою очередь член Президиума Генсовета «ЕР», председатель комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая напомнила о всеобщем равенстве перед законом лишь с той разницей, что по отношению к депутатам применяется особая процедура. «В очередной раз могу подтвердить, что гарантией общественной безопасности для всех является равенство перед законом. В отношении депутатов действует особая процедура по привлечению к уголовной ответственности. Но это не означает освобождения от ответственности: индульгенции на преступное поведение нет ни у кого», - заключила она.
Напомним, Ширшова подозревают в причастности к инциденту, произошедшему еще летом 2011 года. Тогда правоохранительными органами были задержаны экс-руководитель протокольного отдела «Справедливой России» Леонид Карагод, экс-помощник депутата Госдумы, эсера Константина Бесчетнова Владимир Мясин и Вадим Гуржий. Они, по версии следствия, за 7,5 млн евро пытались продать некоему бизнесмену место в избирательном списке «Единой России». Как было установлено, в реальности такой возможности они не имели. Двое из участников аферы - Мясин и Карагод - уже осуждены, их подельник Гуржий остается подсудимым. Ширшова, который сразу оказался в числе подозреваемых, ни арестовать, ни привлечь к уголовному делу не смогли из-за его депутатской неприкосновенности.
В свою очередь, Олега Михеева обвиняют в совершении махинаций уже несколько лет. Речь идет о претензиях со стороны нескольких партнеров по бизнесу, в частности, «Промсвязьбанк», в свое время выдавший кредит на несколько миллиардов рублей под поручительство Михеева, так и не дождался возврата долга в 2 млрд рублей. Кроме того, как считают в Следственном комитете РФ, Михеев может быть причастен к захвату 14 объектов недвижимости Волгоградского моторостроительного завода на сумму свыше 500 млн рублей.