Минпромторг подготовил государственную программу по развитию авиационной промышленности до 2025 года. Ее реализация потребует 1,7 трлн руб. бюджетных средств.
Как стало известно «Коммерсанту», в декабре 2012 года Минпромторг представил на согласование в профильные ведомства новый вариант госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на период 2012-2025 годов. Подготовленный документ, подписанный 8 декабря 2011 года замминистра промышленности Денисом Мантуровым (сейчас и.о. министра), описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% - в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов.
Десятипроцентный порог объемов продаж мирового рынка позволяет перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, поясняется в документе. Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует технологическим отставанием на полтора поколения от уровня ведущих стран-производителей, неспособностью авиационных предприятий решать необходимые для поддержания конкурентоспособности отрасли крупные, комплексные, длительные задачи и т. д.
Программа поделена на подотрасли. Их семь: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты.
В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Это объясняется тем, что, во-первых, производство военных самолетов в стране функционирует более или менее эффективно, а во-вторых, спрос на гражданские самолеты выше, что радикально удешевляет себестоимость комплектующих, в том числе и двойного назначения. Кроме того, развитие программ гражданских самолетов можно финансировать за счет продажи военной техники. Что касается продукции, то приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу «Самолет-2020», в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания. Но в приложении к документу с указанием ежегодного объема финансирования говорится, что на МС-21 и SSJ государство готово до 2015 года ежегодно тратить на каждый 1,5-10 млрд руб., в то время как на реализацию текущих проектов (Ту-204СМ и Бе-200) планируется тратить по 37 млн руб. в 2012-2013 годах, после чего закончить господдержку проектов.
Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% - для широкофюзеляжных, 12,5% - для узкофюзеляжных и 8% - для региональных).
Официально в Минпроме комментировать детали госпрограммы отказались, сославшись на то, что проект «находится в стадии рассмотрений согласований и доработок с участием заинтересованных организаций и федеральных органов исполнительной власти». Сам документ должен быть представлен правительству в апреле 2012 года, добавили в пресс-службе министерства.