Сторонники премьер-министра собрали на Поклонной горе в 4 раза больше людей, чем протестующие на Болотной площади.
Власть оседлала митинговый тренд, зародившийся в Москве после декабрьских выборов в Госдуму. Доказательством тому служит массовая акция на Поклонной горе, организованная неполитическими сторонниками действующего премьер-министра РФ Владимира Путина. Отсидевшись два месяца дома, они умудрились уже первым своим столичным митингом переплюнуть по численности все протестные выступления в Москве вместе взятые.
По данным МВД, в «митинговую субботу» 4 февраля на Поклонной горе поддержать Путина собрались 138 тысяч человек - это 60% от общего числа митингующих в этот день по всей стране, констатируют правоохранительные органы. Антипутинская протестная акция, проходившая в то же время на Болотной площади, сплотила в 4 раза меньше людей, что, конечно, тоже немало, но никак не большинство, коим себя называли участники аналогичных митингов ранее. В общей сложности «несогласных» оказалось меньше, даже если посчитать их общее число на всех трех крупных столичных акциях протеста, начиная с конца 2011 года. 10 декабря на Болотной собралось 25 тысяч человек, две недели спустя уже на проспекте Академика Сахарова еще около 30 тысяч, в минувшую субботу вновь на Болотной – 34 тысяч человек. В общей сложности за 2 месяца протестовать на улицы Москвы выходило около 90 тысяч человек против единоразовой почти 140-тысячной акции на Поклонной.
Судя по всему, столь мощной активизации путинского электората не ожидали даже организаторы акции на Поклонной горе: заявка была оформлена лишь на 15 тысяч человек. За столь серьезное превышение им придется заплатить штраф, уже «выписанный» столичной мэрией. Впрочем, частично его погасить согласился сам виновник торжества Владимир Путин.
«Я уверен, что организаторы сами не ожидали такого отклика людей на призыв выйти на площадь и поддержать меня… Что касается штрафов, пусть организаторы не переживают: я готов внести свою лепту и частично солидарно вместе с ними ответить перед законом», - заявил премьер журналистам.
Говоря о возможном использовании административного ресурса для сбора людей в его поддержку, Путин не исключил, что он применялся, однако добавил, что заставить выйти на улицу столько людей невозможно.
«Не исключаю, что и здесь какие-то элементы этого ресурса были, но собрать 134 или 190 тысяч (по данным мэра Москвы Сергея Собянина – ред.) человек на одном ресурсе невозможно. Совершенно очевидно, что люди просто пришли высказать свою позицию, и она, конечно, эта позиция связана с поддержкой того, что мы делаем», - сказал Путин.
Говоря о том, что кто собрался на Поклонной горе поддержать премьера, депутат-единоросс Сергей Железняк заявил, что это были те, кто боится возвращения страны в эпоху 1990-х, те, кому есть что терять.
«Люди устали смотреть, как им пытаются навязать чужое мнение, как кто-то пытается что-то за них заявить. Они видят, что эти попытки тянут нашу страну в хаос 1990-х годов. Но люди понимают, насколько сложно было достичь всего, чем мы достигли за последние годы, и как легко сегодня это все можно потерять», - сказал он, добавив, что митинговать вышли те, кто не хочет допустить «оранжевой революции» в России.
По мнению политологов, демонстрация массовости своей поддержки со стороны власти, или по крайне мере, массовости тех, кто против революционных сценариев, – это демократичный и наглядный способ показать, что протестующие, стоящие по другую сторону баррикад, на самом деле, лишь часть общества, но далеко не его костяк.
«То, что сегодня произошло, когда на митинг против них (против несогласных – ред.) вышло гораздо больше людей, чем сами оппозиционеры способны собрать, мне кажется, должно их привести в чувство», - заявил политолог Михаил Леонтьев, добавив, что это должно вернуть протестующим «связь с реальностью».
«Самый гуманный, самый корректный, самый интеллигентный способ привести их в чувство - это вывести на улицу больше людей, чем они. Это не так сложно, как показала практика», - подчеркнул он.
Гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, в свою очередь, напомнил, что митинги, как и выборы, являются главным политическим инструментом, именно поэтому численная победа провластных сил имеет значение.
«Оппозиция говорит, что «за нами народ», обосновывая это тем, что на митинги выходят люди. Их противники тоже, видимо, решили вывести людей на свои митинги, чтобы показать, что за оппозицией - не весь народ, а только его часть. Так что, когда оппозиция пытается говорить от имени всего народа - это, мягко говоря, большое преувеличение», - заключил эксперт.