Дефицит топлива может возникнуть на рынке нефтепродуктов из-за снижения цен на бензин, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
НК «Роснефть» направила в ФАС письмо, где отмечает, что на российском рынке нефтепродуктов сохраняется существенный недостаток предложения высокооктановых бензинов, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в ФАС. Компания также уточняет, что даже в условиях дефицита цена «Роснефти» на «народные» марки бензина (Аи-92 и дизельное топливо) значительно ниже цен основных компаний-конкурентов.
Нефтяная компания в письме уверяет ФАС, что оптовые цены минимальны и не позволяют покрыть потерь компании. Кроме того, за период два последних месяца оптовые цены «Роснефти» продолжали снижаться. Например, дизельное топливо Ангарской НХК снизилось на 1370 рублей за тонну, а авиационное топливо Ачинского НПЗ и Ангарской НХК подешевело на 1070 рублей за тонну.
«Роснефть» предложила внести поправки в техрегламент
В сложившихся ценовых условиях, по мнению «Роснефти», продукт компании является наиболее привлекательным для потребителей, в результате чего в мае был зафиксирован резкий рост объемов розничных продаж (на 32,4% по отношению к маю прошлого года). Нефтяная компания поясняет, что дальнейшее снижение цен может вызвать еще большее увеличение региональных продаж и вымыванию автобензина с рынка. «Это может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка», - говорится в письме. «Роснефть» видит единственный выход в сложившейся ситуации – нужно стимулировать насыщение отечественного рынка топливом, что возможно только за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в Технический регламент (продлить срок обращения топлива класса 2, начиная с сентября текущего года).
Российская нефтяная компания подтвердила факт направления в ФАС письма, в котором, по словам представителя «Роснефти», была изложена «аргументированная, экономически обоснованная позиция компании».
ФАС может возбудить дела, если нефтяники не снизят цены
В конце июня ФАС предупредила 8 нефтяных компаний о том, что необходимо снизить цены на топливо. Антимонопольный орган считает, что из-за падения цен на мировом рынке и изменения ставок вывозных пошлин, цены внутри страны должны были снизиться в соответствии с принципом равноэффективности поставок на внутренний и внешний рынки. В мае ФАС уже направляла письма компаниям о принятии мер по снижению цен на нефтепродукты. Тогда большинство нефтяников сослались на временной лаг между снижением net-back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (примерно 2-3 недели).
В июне мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12 и 17%, а расчетный net back – на 17 и 22%. На внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2-3% (на АИ-95 произошел даже рост на 3%). Если нефтяники не согласятся привести цены в соответствии с рыночной ситуацией, ФАС может возбудить новые антимонопольные дела.