Потрясения, которые сейчас происходят в Беларуси, копились не один год. Фактически, экономика страны жила в последнее время за счет роста внутренних инвестиций и увеличения внутреннего спроса. Кредитование внутренней экономики, а точнее ее субсидирование, в конечном итоге стало финансироваться властями за счет роста внешнего долга и использования золотовалютного резерва. О белорусском завтра корреспондент Infox.ru беседовал с финансовым экономистом Сергеем Чалым.
- Сейчас ситуация очень простая. Фактически сейчас государство заинтересовано только в судьбе крупных промышленных государственных предприятий. У нас 70% основных средств находятся в собственности предприятий. Частный сектор создает меньше трети. Поэтому ситуация, когда валютных средств в стране мало, и становится все меньше, потому что начинают работать схемы увода валютной выручки тем или иным способом из страны. Она остается в Смоленских российских предприятиях, в Польше, в Литве. Все равно приходится эту валюту рационировать. Максимум на что ее хватает – это узкий круг предприятий системы МИПРОМа, и то не всем. Эта недавняя история с «Белэнерго», когда не нашлось смешных 50 000 000 долларов для оплаты долга, который копился 2 месяца, это как раз говорить о том, что даже на средства валюты не хватает.Ее пытаются любым способом перераспределять внутри концернов и министерств, а все остальные участники от этой системы бегут. Очевидно, что власти выбрали путь…Понимаете, что уже если встал на эту дорожку административного латания дыр, когда ты не позволяешь рынку устранить дисбаланс, то рано или поздно ты латаешь вот этот вот «тришкин кафтан» - рвется в одном месте, снова ставишь заплатку и т.д. В конечном счете одежда мала для человека…Государство пытается бороться с партизанским экспортом товаром населением – способом хоть как-то превратить белорусские рубли… Купить здесь товар и продать заграницей. И каким-то образом получить твердую валюту. 07.53 Сейчас существует ограничение на выезд – чаще, чем раз в пять дней. И объем вывоза, к примеру, не больше килограмма сливочного масла или мяса. Что-то такое. Это, конечно, совсем идиотизм.
-Выход есть?
- Да, разумеется, перестать заниматься всей этой ерундой и просто снять все эти ограничения на валютном рынке. Тем более, что на черном рынке уже все успокоилось. Уже установился и вполне равновесный курс иностранной валюты и наличной, и на безналичном рынке 10.11 он в действительности уже не растет, - так чуть-чуть. За месяц не более нескольких сотен рублей. Единственное, что останавливает, что в этом случае станет очевидным насколько не эффективна стала эта экономическая система. Потому, что тот уровень дохода, который достигался, это все были, скажем так, - внешние спецэффекты. Этот высокий уровень, которым хвасталась власть для экспортного потребления: «смотрите, как у нас хорошо» - это все было проеданием будущего, это все была жизнь взаймы. И тот уровень зарплат, который установится в результате, и тот уровень цен, если действительно позволить отпустить все, то это и будет свидетельство того, насколько эта экономика эффективна. Окажется, что эффективна весьма слабо. Это будет менее 200 долларов средней заработной платы при том, что еще полгода назад власть хвалилась достижением 500 в среднем.
- Просто какой-то провал чуть ли не в 90-е, а что такое 200 долларов, на них можно вообще жить?
- Тяжело, разумеется… Но я все же оптимист, хотя я понимаю, что ничего не изменится, кроме как через катастрофу. То есть, - полномасштабный крах всей этой политики. Просто установится тот курс, по которому наконец, валюта будет свободно продаваться и покупаться и, наконец, заработает реальный сектор. Мы же знаем, что результатом девальвации 1998 года в России был промышленный бум 1999 года, темпы роста которого не превзойдены до сих пор. Речь идет о том, что прежде, чем станет хорошо, станет гораздо хуже. Но, я думаю, что сейчас у нас экономика – это такой «гадкий утенок». Дело в том, что как таковой у нас рынок еще не создан. Для тех, кто придет сюда первыми будет довольно высокий уровень прибыли, потому что конкуренции еще по факту нет. Просто работали государственные концерны и предприятия, которые могли извлекать монопольную прибыль, которых назначало… за счет вот этих массовых перекрестных субсидий, государство назначало, кто будет прибыльным, а кто убыточным. Поэтому, первым всплеском будет привлекательность для иностранцев, потому что у нас пока с прямыми иностранными инвестициями ОЧЕНЬ плохо. В силу того, что право собственности, мягко говоря, не гарантировано.
Конечно, надо понимать, что наступление хороших времен для Беларуси пока под большим вопросом. Как и при каких обстоятельствах произойдет изменение экономического курса неизвестно. Во всяком случае, население Беларуси уже не верит в добрую волю своего лидера. Лукашенко не уйдет добровольно. Но, и значимой политической фигуры, способной встать у руля на сегодняшний день нет.