«Новая газета» получила новые аргументы в своем конфликте с Ространснадзором, касающимся публикации сведений относительно нарушений при проведении бюджетных конкурсов. Как сообщает издание в своей заметке «Опровержение с саморазоблачением», газета получила два гневных письма: от подведомственного возглавляемому Игорем Левитиным Минтрансу Ространснадзора, который утверждает, что на его конкурсы по одному участнику не ходят, и от единственного участника и победителя такого конкурса.
В декабре прошлого года «Новая газета» опубликовала материал о том, как это ведомство расходует бюджетные деньги (см. №138 за 2010 год), и задалась в том числе вопросом, а возможно ли подобное без ведома главного транспортного начальника Левитина?
Месяц спустя издание получило гневное письмо от главы службы Геннадия Курзенкова, который требовал опровержения, не только не поясняя, почему изложенные факты неверны, но и не перечисляя эти факты и даже не утверждая, что авторы где-то ошиблись по существу. Общая логика: Ространснадзор -- это орган исполнительной власти, поэтому нельзя наносить ущерб его деловой репутации.
Некоторое время спустя Курзенков, возможно, ознакомившись с законом о СМИ, который, собственно, и регулирует порядок разрешения подобных конфликтов, направил в редакцию уже не требование опровержения, а открытое письмо. На него газета решила ответить, хоть сам г-н Курзенков, широко известный своей скандальной ездой по «встречке», успел уйти в отставку после теракта в Домодедове. Собственно, сперва министр предложил его уволить, а уж потом Курзенков ушел «по собственному».
Вполне возможно, что уход Курзенкова для министра стал мерой вынужденной, когда на фоне предновогоднего коллапса и теракта в Домодедово количество претензий к министерству резко возросло. Как системная величина, задающая стиль работы всех подразделений ведомства, несменяемым на своем посту в Минтрансе остается только его глава – Игорь Левитин. Не делать же крайним себя самого, отмечает «Новая газета».
Сам ответ недавнего главы Ространснадзора содержит ряд тезисов, с которыми трудно не согласиться. Так г-н Курзенков утверждает, что «все государственные контракты заключены только после проведения соответствующих открытых аукционов и конкурсов. В каждом из этих аукционов и конкурсов участвовали по несколько организаций (от 2 до 13 претендентов).
Между тем, в материале «Новой газеты» речь, в частности, шла о том, что ООО «Группа компаний «АЛЬТАИР» выиграло в 2009 году конкурс на «Оказание услуг по бронированию мест, продаже перевозок и оформлению перевозочных документов на воздушном и железнодорожном транспорте» на 4,5 млн рублей, будучи единственным его участником.
«Новая газета» не ошиблась, и это подтвердили сами альтаировцы, которые обратились в редакцию, переживая за собственную деловую репутацию. Цитата: «Со стороны ситуация с выигрышем тендера единственной компанией-участницей может показаться двусмысленной. Ведь простому обывателю не известно, как на самом деле мало компаний стремится участвовать в государственных тендерах и аукционах, особенно по узкоспециализированным направлениям». И далее идут пространные разъяснения, какое это сложное и высокорискованное дело – бронировать билеты, и как на самом деле трудно и не слишком выгодно в принципе работать с госорганами.
Не в этом суть. Важно, что участник конкурса по собственной инициативе подтвердил изданию, что конкурентов у него не было. При том что в собственной правоте «Новая газета» и не сомневались. С тех пор, как в распоряжении журналистов есть такой замечательный ресурс, как сайт zakupki.ru, делающий публичными все телодвижения чиновников, связанные с тратой бюджетных денег в системе госзаказа, проблема поиска и верификации информации чрезвычайно упростилась.
Только некоторые чиновники этого до сих пор не поняли, потому и требуют «опровержений». И предлагают в качестве железного аргумента для самооправдания тот факт, что «Счетная палата ежегодно проверяет Ространснадзор на предмет целевого и эффективного расходования средств. За последние шесть лет не выявлено ни одного нарушения действующего законодательства в части организации торгов по закупкам для государственных нужд».
«Новая газета» отмечает, что золотые кровати и ершики для унитазов тоже с формальной точки зрения никакое не нарушение. И суть общественного контроля в том, что он работает на базе не только юридических, но и этических категорий. По мнению журналистов «Новой газеты», вопрос, могло ли руководство Минтранса не знать о странных контрактах своих подчиненных, остается в силе.