В ЦАГИ начались сертификационные испытания самолета Sukhoi Superjet 100. За тем, как специалисты доводят машину до точки разрушения, наблюдала съемочная группа Infox.ru.
Подход к созданию семейства Sukhoi Superjet 100, говорят в Объединенной авиастроительной компании, уникален своей нацеленностью на нужды авиакомпаний. Для российского авиапрома такой подход действительно может считаться уникальным. Авиаперевозчики, которые все еще предпочитают иностранным воздушным судам российские, сетуют: предприятия до сих пор живут по советскому образцу, когда именно конструкторы решали, какой лайнер нужен единственному советскому авиаперевозчику – «Аэрофлоту».
Есть и другие проблемы. Предприятия задерживают поставки заказанных самолетов, не могут обеспечить должное обслуживание машин. Ситуация с запчастями для российских воздушных судов близка к катастрофической, рынок запчастей вышел за пределы легального поля и во многом криминализирован. Как результат, крупные российские авиаперевозчики отказываются от использования отечественной авиатехники.
Тем не менее сейчас в планах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – достижение доли российских самолетов на внутреннем рынке более чем в 50%. К такому показателю ОАК рассчитывает выйти к 2025 году. Как пояснил Infox.ru руководитель аналитической службы агентства «Аэропорт» Олег Пантелеев, на первоначальном этапе стратегия развития авиапрома, принятая правительством, предполагает насыщение рынка теми воздушными судами, которые уже сертифицированы и находятся в серийном производстве. Это семейства Ту-204, Ан-148, Ту-334. «Машины созданы еще в конце прошлого века, но вполне отвечают сертификационным требованиям, которые существуют как в РФ, так и в мире, и могли бы удовлетворить запросам авиакомпаний», -- считает Пантелеев. В начале ноября этого года ОАК как раз выиграла тендер Минпромторга на выполнение работ по доработке самолета Ту-204-300, глубокой модернизации самолета Ту-204 (Ту-204СМ) и усовершенствованию систем и агрегатов самолетов семейства Ту-204/214.
Проект Superjet 100 – в определенном смысле переходный этап для российского авиапрома. По данным Пантелеева, «по интегральным и экономическим показателям семейство SSJ-100 как минимум на 10% будет превосходить аналогичные воздушные суда производства зарубежных компаний». Для того чтобы создать конкурентно способный новый самолет, российский авиапром пошел по пути международного сотрудничества: поставщиками основных систем для SSJ стали в том числе зарубежные авиастроительные компании.
Задержки в создании самолета избежать не удалось. Правда, как считает заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга Валерий Воскобойников, заранее рассчитать все возможные трудности нельзя (то, что этих трудностей возникло немало, чиновник уточнять не стал). «Могу вам привести пример и Boeing 787, первый полет которого анонсировался, но несколько раз откладывался – теперь речь о 2009 годе, -- напомнил лишь Воскобойников, отвечая на вопросы прессы в Центральном аэродинамическом институте в Жуковском. – Проблемы были и у европейского авиапрома с А380». Первые же поставки SSJ-100 авиакомпаниям-заказчикам начнутся, по ныне существующим планам, с задержкой сроком чуть более года – в конце 2009-го.