Не без проблем российские оппозиционные силы подходят к новому активному политическому сезону, начало которому будет дано осенью. Среди и без того противоречивых оппозиционных лагерей зарождаются новые конфликты. Вопреки прежним оптимистичным прогнозам, официальная и уличная оппозиция продолжают отдаляться друг от друга.
Итак, в первый же день после долгожданной регистрации Республиканской партии – Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС) в ее руководстве произошел раскол на сторонников и противников участия в выборах координационного совета оппозиции (КСО). Сопредседатель партии Борис Немцов и член федерального политсовета Илья Яшин изъявили желание избираться в новоявленный оппозиционный «орган власти». Однако их коллеги по РПР-ПАРНАС, в том числе два сопредседателя Владимир Рыжков и Михаил Касьянов и 14 членов федерального политсовета эту идею осудили, сославшись на то, что любая конкуренция между оппозиционерами лишь повредит общему движению. За что руководство партии тут же было подвергнуто критике со стороны представителей несистемной оппозиции, в частности, блогера Алексея Навлаьного.
Практически в то же время стало известно, что две крупнейшие оппозиционные партии страны – «Справедливая Россия» и КПРФ – не будут поддерживать осенние протестные акции в Москве, т.к. они «грозят единству страны». Причем в компартии прокомментировали это решение весьма жестко, сославшись на то, что несистемная оппозиция на своих акциях, фактически, ворует лозунги и идеи КПРФ.
Официальная позиция «Справедливой России» также оказалась весьма жесткой. Член президиума центрального совета партии «Справедливая Россия» Александр Агеев высказал опасения, что митинги в Москве могут «привести к непредсказуемым последствиям»
«Никому хорошо от этого не будет, пострадает в первую очередь целостность нашей страны и единство нашего народа», - подчеркнул он, добавив, тем не менее, что своих представителей партия на акции все же отправит.
Очевидно, что речь идет о троих неподконтрольных руководству партии депутатах-эсерах: Геннадии и Дмитрии Гудковых и Илье Пономареве. Они с зимы участвуют в протестных митингах, входят в ядро протестного движения. При этом одобрения этих действий в своей партии они не находят. Тем не менее, рвать отношения с этой троицей руководство «Справедливой России» не торопится, т.к. по-прежнему испытывает проблемы, связанные с внутренним противоборством кланов. Исключение Гудковых или Пономарева может привести к обострению отношений с более радикальным активом эсеров.
По мнению экспертов, судить о последствиях очередного конфликтного этапа в рядах оппозиции рано, однако, исходя из традиционной политической практики, реальное сплочение рядов противников власти маловероятно.
«Все это иллюстрирует старую проблему оппозиции, можно даже сказать вечную проблему, - говорит замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин. - Представителям различных оппозиционных организаций удавалось сплотиться лишь против чего-либо и на непродолжительное время. Но постепенно, общие аргументы и темы заканчиваются, а верх берут внутренние разногласия. Особенно их много в рядах внесистемной оппозиции. Их положение осложняется, не только разницей политических подходов и амбициями лидеров, но и противоречивым сочетанием политических и неполитических, а иногда даже коммерческих мотивов. Это причины трудностей, с которыми они сталкивались в прошлом. Не вижу оснований полагать, что эти причины устранены сейчас».