Партия «Яблоко» не продолжит работу в Мосгордуме -- по предварительным подсчетам, на выборах в московский парламент партия набрала менее 5% голосов. Лидер партии Сергей Митрохин рассказал Infox.ru, как «Яблоко» собирается действовать в дальнейшем. По его словам, врагов у партии много, но борьба будет продолжена. Хотя без депутатской неприкосновенности она вполне может завести в отделение милиции.
-- Сергей Сергеевич, почему «Яблоко» не прошло в Мосгордуму?
-- Главным показателем этих выборов была исключительно низкая явка. Официально -- 30%, но реально, я считаю, явка была ниже, процентов 20. Это означает, что власть окончательно сокрушила общество в Москве и в России в целом. Власть внушила обществу, что от него ничего не зависит, и заставила его смириться с тем, что она может делать все, что хочет. Поэтому фальсификации на этих выборах носили гораздо более бесстыдный и откровенный характер, чем на предыдущих. Это самый печальный результат, результат «Яблока» -- это второстепенное, это следствие того, о чем я сейчас сказал. Опасность в том, что нет никакой грани между массовыми фальсификациями сегодня и массовыми репрессиями завтра. Общество не понимает, что таким образом оно само себя обрекает на заклание.
-- Возможно, сама партия «Яблоко» допустила какие-то ошибки во время предвыборной борьбы?
-- Не было выборов. У нас в России нет выборов. Мы даже когда шли на них, прекрасно это понимали. Это такие политические бои без правил, в которых власть всегда заведомо сильнее оппозиции. Это все равно что у тебя вес 40 кг, а у твоего противника -- 400. Но мы вынуждены участвовать в этих боях, потому что это условие сохранения партии, ведь партия, которая не участвует в выборах, лишается регистрации. Что касается ошибок, какие могут быть ошибки в боях без правил? Где-то не тот блок поставил, где-то слишком слабо ударил. Наверное, такие ошибки мы допускали.
-- То есть вы шли на выборы, будучи заранее уверенными в таком результате?
-- Я вам еще раз говорю: бои без правил. В них есть шанс выжить (я имею в виду политически, это ведь все-таки политические бои), есть шанс выйти сильно потрепанным, есть шанс погибнуть. Мы -- второе, нас потрепали в этих боях, но мы стали крепче и будем двигаться дальше.
-- Иск к Галине Хованской никак не повлиял на результаты голосования для «Яблока»?
-- Ну если бы нам удалось выбить Хованскую, наверное, мы бы опередили «Справедливую Россию». Не удалось -- не опередили. Но хуже нам, конечно, от этого не стало. Мы показали, что готовы сопротивляться, когда у нас крадут голоса таким образом -- поставив в список перебежчицу из «Яблока».
-- Какие-то положительные результаты для партии прошедшие выборы дали?
-- Мы точно узнали, кто мы такие и кто нас хочет уничтожить, и поняли стратегию нашей дальнейшей работы. Мы демократическая оппозиция, и на этих выборах мы вели жесткую борьбу с Кремлем, с кремлевскими проектами «Справедливая Россия» и «Правое дело». Мы не дали «Справедливой России» заменить себя в Московской думе. Мы отказались участвовать в травле Лужкова, в которую нас активно втягивали, а травля эта тоже была организована Кремлем.
Наши враги -- это те, кто хочет нас уничтожить. Это «Единая Россия», которая осуществляет фальсификации, это «Справедливая Россия», которая хочет нас подменить, и это пост-СПС, постолигархия 1990-х годов. Это «Правое дело» во главе с Гозманом, целый ряд лидеров «Солидарности», целый ряд вроде бы оппозиционных журналистов. Кремлевские и антикремлевские силы объединились в травле «Яблока». Тем самым они сорвали свои маски, и мы получили очень четкие ориентиры, как работать в будущем.
И кстати, произошла еще одна вещь. Мы начали разворачиваться к массовым слоям российского общества. Показателями этого являются два крупных события. Во-первых, в «Яблоко» перед выборами вошла бывшая Партия пенсионеров, которая сейчас называется «Старшее поколение». Во-вторых, со всей России на митинг в поддержку «Яблока» съехались представители малого бизнеса.
-- «Яблоко» лишилось представительства в Мосгордуме, чем дальше будет заниматься партия и лично вы?
-- Партия будет готовиться к фальсификациям 2011 года на выборах в Госдуму, к новым боям без правил. Если мы в них не будем участвовать, мы просто тихо умрем, а мы этого не хотим. И уподобляться нашему обществу, которое подняло руки перед властью и сказало ей: «Делай со мной все, что хочешь», мы не будем. Мы будем будить общество и будем призывать идти на выборы. У нас уже был такой период между 2003 и 2005 годами, когда никто из «Яблока» не был депутатом. Пережили, потом стали депутатами.
-- Как будете в этот период работать?
-- Так же как и раньше. Возможно, с меньшим эффектом в силу отсутствия статуса, но будем все равно работать с гражданским обществом. Главная цель -- разбудить общество, которое сегодня парализовано. Парализовано властью и ее помощниками из стана радикальной оппозиции, которые также призывают к бойкоту выборов. Мы хотим, чтобы общество решилось сменить власть, придя на выборы. Если придут 70 или 80%, которые вчера не пришли на выборы, то эта власть перестанет существовать. Именно поэтому власть и внушает обществу, что от него ничего не зависит. А мы будем общество будить, будем его трясти. Потому что так можно заснуть навечно и больше никогда не проснуться. Поэтому наша роль в российской политике исключительно велика, возможно, что даже после этих выборов она стала еще больше, чем раньше.
Работать будет тяжело, не исключаю, что буду чаще попадать в милицию, как со мной было в те два года, когда я не был депутатом. Но помощь и реальную поддержку москвичам мы прекращать не собираемся. А осуществлять ее без депутатского иммунитета будет, конечно, намного сложнее.