«Правое дело» разделилось на два ядра. Первое, праволиберальное, олицетворяет Леонид Гозман. Второе, правоконсервативное, -- Борис Титов. Третий сопредседатель, Георгий Бовт, оказался где-то посредине -- видимо, для равновесия.
Еще несколько дней назад в руководстве «Правого дела» заранее отказались рассказывать журналистам о заседании высшего совета партии (орган, который не принимает никаких обязательных к исполнению решений, но в который входят такие авторитетные люди, как, например, Анатолий Чубайс; высший совет дает лидерам партии определенные рекомендации). Но в последние дни пресса так много писала о разногласиях между тремя сопредседателями, что дать какие-то комментарии лидеры правых оказались просто вынуждены.
В пятницу руководители собрали журналистов и сообщили о важных (журналистам все время хотелось подсказать слово «исторических») решениях высшего совета, которые закрепили имеющиеся в партии разногласия.
Леонид Гозман на встречу опаздывал, причем ехал, как рассказали его соратники, «от Кремля», что дало повод Борису Титову для многочисленных шуток. Он и еще один сопредседатель Георгий Бовт в отсутствие Гозмана вначале откровенно скучали, а потом принялись рассматривать какие-то листы. Журналисты так нагло пытались в них заглянуть, что сопредседатели решили «посоветоваться с молодежью». Титов показал два варианта символики партии. На первом -- звезда (она является символом «Правого дела» по уставу) похожа на настоящую звезду, а слова «Правое дело: Свобода, Собственность, Порядок» написаны очень широко, на две строчки. На втором листке символ напоминает звезду очень отдаленно, а слова написаны в столбик. Журналисты приняли решение довольно быстро: звезда лучше на первом листке, а слова -- на втором. Бориса Титова это мнение обрадовало. Он сказал, что они с Бовтом сейчас подумали так же, после чего он отправил сотрудников аппарата производить комбинацию из двух вариантов.
Гозман все никак не приезжал, и Георгий Бовт вспомнил об университетском опоздании в 15 минут, после которого преподавателя не ждут. Бовт начал было рассказывать о высшем совете, но на первых его словах в комнату, наконец, вошел хмурый Леонид Гозман.
Перед сопредседателями партии стояла очень сложная задача. Им надо было рассказать об имеющихся разногласиях, но убедить собравшихся, что все в полном порядке.
На каждое слово о разногласиях приходилось три о том, что все-таки объединяет правых. В итоге выяснилось: прошедший вечером в четверг высший совет зафиксировал, что в партии есть два ядра. Праволиберальное олицетворяет творческую интеллигенцию (она, по словам Титова, приняла участие в «демократической революции» 1990-х, но сейчас многие ее представители оказались не в лучшем материальном состоянии). Правоконсервативное ядро олицетворяет бизнес (то есть людей, которые «много работают» и оказались успешными).
Очевидно, первое ядро олицетворяет Леонид Гозман, второе -- Борис Титов.
Понять суть конкретных разногласий оказалось довольно сложно. Отвечая на вопрос Infox.ru, Георгий Бовт долго рассказывал, что понятие «либерализм» и «консерватизм» в последнее время очень сильно смешались. «Многие люди жонглируют этими понятиями, не понимая, о чем идет речь», -- сказал он. Кстати, среди сопредседателей «Правого дела» чаще всего этими понятиями «жонглирует» Борис Титов.
Формально же разница заключается в том, что для либералов важнее всего свобода, а для консерваторов, помимо свободы, важен еще и порядок. Эту «большую» разницу объяснял Борис Титов, но разногласия стали заметны по реакции на эти объяснения Леонида Гозмана. «Когда я слышу про либералов и консерваторов, мне становится тошно», -- заявил он. Он напомнил коллеге, что порядок важен для всех, в том числе для либералов, а заодно припомнил Титову слова, что бизнес сейчас много работает, а либералы находятся не в лучшем материальном положении. «Я прошу вас не считать, что либералы в нашей партии мало работают», -- обратился он не то к Титову, не то ко всем собравшимся.
Заспорили Титов и Гозман и о правительстве. Первый выступил за замену некоторых членов правительства, на что второй вспомнил слова Жванецкого: «Он действительно думает, что если сменить этого продавца другим, то будет лучше?».
Пока два сопредседатели обменивались любезностями, журналистов интересовало место в этой дискуссии Георгия Бовта. «Два круга пересекаются, вот этот единый центр, который они образуют, мне и близок», -- сказал он Infox.ru.
Наконец, Гозман и Титов еще раз подчеркнули, что никаких непреодолимых разногласий между ними нет, а в конце мероприятия показали плод компромисса между ними, высшим советом и примкнувшими к ним журналистами: символ партии, который помощники сопредседателей скомбинировали из двух вариантов. Правда, у этого плода компромисса звезда оказалась повернутой не той стороной, как это планировалось изначально. «Надо будет переделать», -- оптимистично сказал Титов.