В России учреждена партия «Правое дело». Созданная по инициативе Кремля новая политическая сила поставила окончательную точку в истории оппозиционного «Союза правых сил».
Съезд, учредивший в России новую партию под названием «Правое дело», продлился около трех часов. Накануне роспуск «Союза правых сил» занял в два раза больше времени. Именно из членов СПС, а также из ликвидировавшихся в субботу партий «Гражданская сила» и Демократическая партия России (ДПР), состоит новая поддержанная Кремлем политическая сила.
Создание партии прошло в торжественной обстановке – съезд проходил в центре Москвы в «Президент-отеле». Поддержка со стороны администрации российского президента чувствовалась во всем: съезд новой партии масштабно освещали федеральные телеканалы. Входящих в отель встречала растяжка с надписью «Правое дело». Такое название партии съезду только предстояло утвердить, но организаторы явно предвидели исход голосования делегатов, поддержавших все предложения создателей, включая и название. После вступительного слова трех создателей партии – Георгия Бовта, Леонида Гозмана и Бориса Титова делегаты хоть и с перерывами на заседания комиссий, но довольно быстро утвердили все необходимые документы. Всего через час после начала участники проголосовали за создание партии под названием «Правое дело», затем утвердили ее программу под названием «Капитализм для всех». Чуть позже делегаты тайным голосованием утвердили федеральный политсовет партии, ревизионную комиссию и, наконец, выбрали сопредседателей партии. Сюрпризов не было: «Правое дело» возглавили председательствовавшие на съезде Георгий Бовт, Леонид Гозман и Борис Титов. Пока они будут управлять партией втроем – одного главного у «правых» не будет.
Сопредседатели вели съезд поочередно в алфавитном порядке, чтобы не обидеть никого из представителей распустившихся партий. Начал Бовт (представляет Демократическую партию, в которой, кстати, никогда не состоял), продолжил Гозман (бывший и. о. главы СПС), а закончил Титов (представляет «Гражданскую силу», к которой тоже никогда не имел никакого отношения). Напомним, что СПС, получив предложение от Кремля о вхождении в один проект с «Гражданской силой» и ДПР, поставил условие: в руководство новой партии не должны войти лидеры союзников, которые на последних выборах участвовали в травле СПС, – Михаил Барщевский и Андрей Богданов. Участники переговоров рассказывали Infox.ru, что Андрей Богданов легко согласился уйти (зато в политсовет новой партии вошел его брат Тимур), в то время как Барщевский отказывался покидать руководящий пост. На съезде стало понятно, что так оно и было. Барщевский на съезд приехать не пожелал, а Андрей Богданов прибыл в качестве рядового члена и даже выступил перед делегатами (кстати, в кулуарных беседах Богданов искренне возмущался словами о кремлевской инициативе в создании партии и уверял, что демократам просто наконец удалось договориться между собой).
Невхождение Богданова и Барщевского в руководство «Правого дела» стало не последней победой СПС. На съезде представители этой уже не существующей партии торжествовали при виде списка членов политсовета «Правого дела». В руководящий орган вошли, как и договаривались создатели, десять представителей от каждой распущенной партии. Однако СПС в политсовете представили люди довольно известные: два бывших министра -- Андрей Нечаев и Виктор Некрутенко и два бывших видных депутата Госдумы – Борис Надеждин и Григорий Томчин. Что же касается «Гражданской силы» и Демпартии, то их представители в политсовете мало кому известны. Организаторы толком не могли объяснить журналистам, кто из перечисленных в списках какую партию представляет. Сопредседатель «Правого дела» Георгий Бовт пояснил Infox.ru, что ничего страшного в этом нет. «Там люди вполне функциональные, а известные фигуристы нам в политсовете не нужны», -- подчеркнул он.
Представитель СПС Виктор Некрутенко занял одну из ключевых должностей -- ответственного секретаря политсовета партии. Другой бывший член СПС, Эдуард Воробьев, занял пост главы комиссии по урегулированию внутрипартийных споров. Этот пост также может оказаться довольно важным, ведь партия образовалась из трех некогда враждовавших структур.
Члены СПС радовались не только по поводу политсовета. Один из делегатов с гордостью сообщил журналистам, что программные документы «Правого дела» «удивительным образом» напоминают документы СПС. Делегат особенно радовался словам: «Падение тоталитарного коммунистического режима стало важнейшим геополитическим событием конца XX века». Дело в том, что Владимир Путин в 2005 году высказал очень похожую фразу: «Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века».
Торжествующий представитель партии даже согласился поделиться с журналистами любопытными подробностями прошедшего накануне съезда СПС. Он признал, что руководству партии пришлось пойти на некоторые нарушения. Дело в том, что один из противников вхождения в новый проект Борис Немцов в ходе съезда неожиданно пообещал делегатам найти деньги и взять на себя ответственность за партию в том случае, если они проголосуют против роспуска. «Он поступил некрасиво по отношению к нам», -- поделился с журналистами собеседник и пояснил, что после заявления Немцова руководству СПС пришлось пойти на не совсем честную процедуру перерегистрации делегатов, а также объявить поименное голосование. «Делегаты из регионов хотели в новую партию для того, чтобы иметь политическую страховку для своего бизнеса. А Немцов дал им такую надежду и в СПС», -- заявил собеседник. Он признал, что если бы голосование было тайным, то поверившие Немцову могли бы не проголосовать за роспуск партии. По крайней мере необходимый минимум в две трети голосов мог и не быть набран. Но за время перерегистрации руководители СПС собрали сидевших по барам и не слушавших Немцова делегатов, а затем объявили открытое поименное голосование.