Министр обороны РФ Сергей Шойгу, глава Чечни Рамзан Кадыров, детский омбудсмен Павел Астахов и председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин вошли в санкционный список Украины.
Кроме того, под ограничения, введенные указом, который сегодня подписал президент Украины Петр Порошенко, попали спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, его заместитель Сергей Железняк, советник президента РФ Сергей Глазьев, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, глава Минсельхоза Александр Ткачев и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, сообщается на сайте главы украинского государства. В списке также значатся российский певец, депутат Госдумы Иосиф Кобзон, президент Российской академии наук Владимир Фортов и, кроме главы КС Зорькина, - почти двадцать его коллег. Как указывается в документе, судьи создают угрозу безопасности и территориальной целостности Украины, ее национальным интересам и развитию прав и свобод. Указ запрещает им въезд на территорию Украины, но не конкретизирует, чем каждый конкретный судья заслужил санкции. Согласно указу Порошенко об «антироссийских» санкциях, которые будут действовать один год, в список вошли 388 граждан и 105 юридических лиц из РФ и других стран. Так, туда попали 86 международных наблюдателей на выборах в Донецкой и Луганской областях и в Крыму. Им запрещается въезд на территорию Украины. Кроме того, под ограничениями оказались российские антивирусные компании «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб» - Украине теперь запрещено осуществлять у них госзакупки товаров, работ и услуг.
Порошенко также призвал все страны мира расширить санкции против России из-за решения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик провести местные выборы не по украинским законам.
Конституционный суд РФ должен рассмотреть жалобу Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) на закон о присоединении Крыма к России. Сейчас она находится на изучении, чтобы определить, является ли она допустимой. Председатель КС РФ Валерий Зорькин не раз высказывался на тему присоединения Крыма. В лекции, подготовленной для международного юридического форума в Санкт-Петербурге, он писал, что аргументы в пользу воссоединения Крыма с Россией убедительнее, чем в случае с Косово.