Политолог Борис Кагарлицкий предложил критически осмыслить перспективы политического лидерства Алексея Навального.
Призыв относится, прежде всего, к той части либеральной российской интеллигенции, которая хочет видеть Навального своим предводителем. Оценить риски националистического вождизма помогает эксперту в его статье историческая ретроспектива и опыт нацистской Германии.
В статье «Непечатный либерализм. Почему интеллигенты полюбили Навального?» в «Аргументах и фактах» известный политолог, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий отмечает противоречивость образа Навального, которого часто представляют либеральным политиком. «Парадокс в том, что и стиль, манеры, а главное идеология Навального явственно противоречат традициям либерализма», - пишет он. Агрессивная, а порой даже кровожадная и часто «непечатная» политическая риторика оппозиционера не вполне соответствует имиджу просвещенного поборника свободы и справедливости. А главное – это многочисленные недвусмысленные ксенофобские заявления Навального, которые никак нельзя списать на жанровое своеобразие современного либерализма.
«Высказывания Навального вполне органично вписываются в идеологический и стилистический репертуар крайне правых», - уверен эксперт. Причем, по меткому замечанию Кагарлицкого, даже среди этих «крайне правых», чьи цели и средства по определению нельзя назвать умеренными, Навальный со своим национализмом смотрится как представитель радикального крыла. Европейские политики-националисты, например француженка Марин Ле Пен, вряд ли позволят себе такие формулировки, которыми пользуется «либеральный» борец с российской коррупцией.
В квазилиберальную модель Навального органично вписывается и его экономическая повестка. Прельстив своих либеральных сторонников требованиями свободного рынка, он фактически вторит западным ультраправым, радеющим за рынок без нечестных конкурентов, своим присутствием «портящих» работу буржуазных экономических институтов. Складывающаяся картина порождает ощущение дежавю. «Как тут не вспомнить знаменитое обещание Гитлера о том, что после его победы в государстве «не будет места инородцам, нам не нужны будут паразиты», - отмечает Кагарлицкий.
Сходство политической программы фашистских движений 1920-х годов прошлого века и идеологии Навального поражает и настораживает. «Именно национализм может стать той идеологией, которая в каком-то смысле объединит и либералов, и левых, и правых», - пишет «либерал» Навальный.
Налицо, казалось бы, иррациональное заблуждение российских либералов, избравших своим лидером столь идеологически несовместимого с этой ролью Навального. Между тем, радикализация, особенно в вопросах национальной политики, является известной тенденцией для либеральной интеллигентской среды в России, где, как отмечает Кагарлицкий, «расистские высказывания перестали быть дурным тоном».
Кроме того, для либеральной интеллигенции характерно бессознательное (а часто и сознательное) ощущение беспомощности, внутренней слабости. Напористый и прямолинейный Навальный кажется либералам тем человеком, кто способен помочь установить контакт с чуждым им народом. Они видят в нем эффективное орудие для политической борьбы.
С этим утверждением согласен и главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Ципко. «Он – орудие. Берут человека крутого, по национальности русского, злого. За него будут голосовать. Его используют, он играет эту роль. Он противостоит Путину, он разрушает стабильность, он вызывает недоверие к власти и работает на разрушение страны», - раскрыл эксперт сущность взаимоотношений Навального с либеральной интеллигенцией.
При этом либералы, конечно, не ассоциируют себя с той «массовой аудиторией», на которую ориентирована неблагозвучная полемика их лидера. В этой самоуверенности и таится главная для них опасность. «Если вы готовы кого-то призвать на роль фюрера для массы, то не удивляйтесь потом, что он рано или поздно станет играть ту же роль для вас самих», - предостерегает Кагарлицкий.
Об том же говорит и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, приводя аналогии из истории фашистской Германии. Эксперт предупреждает о возможных последствиях инфантильности и импульсивности российских либералов. «Придя к власти с помощью интеллектуалов (без них никак!), на наш взгляд, Навальный гарантированно установит такой режим, при котором либералам точно не понравится жить», - пишет Мухин.
Безоглядно поддерживая Навального, оппозиция наделяет его статусом выразителя своих чаяний, фактически позволяя ему говорить от своего лица. Слепое, некритическое следование за политическим лидером чревато его превращением в вождя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именное «делегирование лидерства», напоминает Кагарлицкий, в свое время способствовало превращению Муссолини и Гитлера в тех воинственных и фанатичных диктаторов, которыми мы их знаем сегодня. Причем жертвами этих «вождей», как известно, становились в конце концов не только их политические противники, но и вчерашние сторонники.