Покинув правительство полтора года назад, бывший министр финансов Алексей Кудрин создал Комитет гражданских инициатив (КГИ) и занялся экспертной работой. В интервью он призвал не называть всех митингующих «оппозицией».
«Понятие оппозиции сегодня очень примитивизировано. Все те, кто вышел на Болотную, названы оппозицией. А там левые, националисты, коммунисты, правые и простые граждане, которые пока еще ни к кому не относятся, но они недовольны. Я думаю, что мы делаем некоторую ошибку, называя всех единым словом «оппозиция» и считая, что к этой оппозиции можно присоединяться или не присоединяться. К этому неопределенному сообществу присоединиться нельзя. Оно представляет лишь критическое отношение к власти. Я думаю, что в будущем, когда из этой группы выделятся отдельные платформы, то через партийный механизм они будут формироваться и составлять оппозицию власти. На Болотной этого не было. Был общий критический настрой по отношению к власти, в первую очередь к выборам», - отметил Кудрин в интервью журналу «Коммерсант-Власть».
Кудрин ждет стагнацию
Высказался политик и на тему экономики. «Стагнация может быть очень долгой. И если рецессия обострится в Европе, то нас, конечно, заденет. Будет и минус 3% ВВП по итогам года, и минус 5%. Но если в Европе ничего не разразится, по крайней мере в ближайшие два-три года, то у нас будет стагнация. Если темпы роста будут ниже 3%, то есть ниже среднемировых, значит, мы будем отставать, наша доля в глобальной экономике будет уменьшаться, а мы сами - становиться все менее конкурентоспособными. Будем терять даже наши маленькие ниши на мировом рынке. Но стагнация подтолкнет к изменениям, бесспорно. Может, не сразу, может, через два года. Это будет не так резко происходить, как могло бы в 2008 году. Это будет третий сценарий развития российской экономики, который мы представляли на форуме в Давосе, - медленное снижение цен на углеводороды и начало медленных реформ. Отчасти этот сценарий запускается уже сейчас. Мы видим, что цены на нефть уже не поддерживают экономический рост, влияют или нулевым образом, или отрицательным. И тогда придется проводить реформы», - считает Кудрин.
«Позитивная роль Путина»
«Когда Владимир Путин пришел, у нас в каждой области, в каждой национальной республике был свой устав. И не все федеральные законы могли на этой территории исполняться. У нас не было единого экономического пространства. Это было еще недавно. А теперь есть единая страна. И в этом огромная позитивная роль Владимира Путина. При нем начали внедряться сложные компромиссные законы, например Земельный кодекс. Он впервые конституировал частную собственность на землю, к чему общество было не вполне готово. Было много полуреформ. В 2000-х этот компромисс был оправдан, но на этом нельзя было останавливаться. В итоге сейчас мы пробуксовываем», - отметил Кудрин.