В интервью Саймону Шустеру Сергей Махлай объяснил, почему российские рабочие хотят перевоспитать участниц группы Pussy Riot.
Об этом интервью пишет сегодня «Комсомольская правда». Всемирно известный ресурс The Huffington Post, являющийся лауреатом Пулитцеровской премии, на днях опубликовал интервью председателя совета директоров российской химической корпорации «Тольяттиазот» Сергея Махлая, которое он дал московскому корреспонденту журнала Time Саймону Шустеру. Этот журналист прославился в прошлом году своей статьей, посвященной президентским выборам в России. За фразы типа «Путин выиграет третий президентский срок, но ему еще никогда не было так трудно удержать власть» и «из-за этого весь мир станет более опасным» пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заподозрил Шустера в различных фобиях, назвав его, в частности, «русофобом» и «путинофобом».
Не смутившись, Шустер продолжил свои креативные изыскания. Поиски привели его к владельцу и руководителю химической корпорации «Тольяттиазот», рабочие которой в октябре прошлого года провели демонстрацию против участниц скандально известной группы Pussy Riot. Как писали СМИ, на митинг тогда собралось около 3 тыс. сотрудников завода. Участники демонстрации единодушно высказались в поддержку традиционных российских ценностей - семьи и религии - и заявили, что могут принять девушек - участниц панк-молебна на работу на «Тольяттиазот», после того как они отбудут свой срок в тюрьме, для перевоспитания.
Небеспристрастное интервью
Именно готовность перевоспитывать «пусек», а также лояльность к власти, проявляемая сотрудниками химкомбината, больше всего заинтересовали журналиста. «Меня довольно часто критиковали за русофобство, но это не значит, что мне неинтересны мнения людей, лояльных к нынешнему режиму», - рассказал Шустер. Вот и интервью у Махлая он взял как раз для того, чтобы представить общественности мнение руководителя завода, которое он считает интересным.
Однако быть беспристрастным и скрывать заведомую иронию по отношению к демонстрации на «Тольяттиазоте» у журналиста не всегда получалось. По его словам, которые предваряют интервью, резолюция, приглашающая девушек приехать на завод на перевоспитание, кажется «довольно дикой». Да и образ Сергея Махлая, который долгое время жил в США и получил образование в Университете Северной Каролины, никак не вяжется у него с образом типичного противника Pussy Riot - «размахивающего иконой дремучего православного с косматой бородой вроде тех, что вопили о вечном проклятии у зала суда». «Он (Махлай) обычный парень, если честно, - пишет Шустер. - Если не считать того факта, что он управляет российским аммиачным заводом и думает, что Pussy Riot получили по заслугам».
Не раскачивайте лодку!
Первое, что бросается в глаза с самого начала интервью, это очевидное неверие Саймона Шустера в искренность позиции рабочих «Тольяттиазота» и Сергея Махлая по отношению к Pussy Riot. Он даже подозревает руководителя завода в том, что он срежиссировал митинг. И спрашивает: «В чем была суть той демонстрации? Это была ваша постановка или же люди сами захотели выразить протест против трех молодых панк-рокерш из Москвы?»
Однако каверзность вопросов журналиста руководителя «Тольяттиазота» не смутила. «Причины протеста, на мой взгляд, очевидны, - говорит Махлай. - Существует огромная пропасть между тем, как видится российская социально-политическая ситуация внутри Садового кольца и как ее воспринимают в российских регионах, например в Тольятти». Глава компании не видит ничего странного в том, что люди, которые за время правления Путина наконец обрели некоторую уверенность в завтрашнем дне, с подозрением относятся к призыву «Богородица, Путина прогони». Сполна настрадавшись и пережив годы саморазрушения, люди болезненно реагируют на любые попытки «раскачать лодку». То, что решение Pussy Riot провести свою акцию в главном храме страны вызывало у большинства россиян раздражение, - закономерность, уверен Махлай. «Простые рабочие из Тольятти считают участниц этой группы зарвавшимися московскими бездельницами, и эти эмоции нашли выход в протестной демонстрации: люди пришли и как смогли озвучили свои мысли, - сказал руководитель предприятия. - Я поддержал наш коллектив, поскольку разделяю мнение, что Россия растеряла свои ценности и традиции и что их необходимо восстановить». Он напомнил, что видео с записью выступлений на митинге, выложенное на YouTube, собрало 1,5 млн. просмотров. «А это уже о многом говорит», - считает Махлай. Сравнение призывов к «перевоспитанию» «пусек» с лозунгами «в духе Мао и культурной революции», которое привел Шустер, он считает искусственным. «С таким же успехом вы можете назвать волнения в Лондоне и Париже двухлетней давности нацистскими погромами», - парировал глава «Тольяттиазота».
Важнее всего стабильность
Так же последовательно руководитель химической компании изложил свою точку зрения по поводу делового климата в России, которому Саймон Шустер посвятил второй блок вопросов. В частности, на вопрос журналиста о том, «каково это - заниматься бизнесом в России сегодня», он ответил, что нелегко. «Но строить бизнес всегда и везде было непросто, - продолжил предприниматель. - Существенный фактор, который оказывает влияние на деловой климат, - это стабильность, а для России он сегодня решающий». Махлай напомнил, что президент Путин за годы своей работы почувствовал и принял не один важный для страны вызов и не случайно уже 12 лет пользуется поддержкой населения. «Это лидер, который задает тон, а те проблемы, которым он бросил вызов, беспрецедентны», - говорит глава «Тольяттиазота». Он также напомнил Шустеру, что Путин запустил полномасштабные инфраструктурные проекты и начал претворять в жизнь антикоррупционные меры. Борьба с коррупцией в разных сферах жизни российского общества является для Владимира Путина стратегической целью, и это особенно важно сегодня, говорит Махлай. Он рассказал, что «Тольяттиазот» тоже не раз сталкивался с бюрократией и давлением со стороны правоохранительных органов, когда совершались попытки незаконными методами усложнить жизнь предприятию и даже захватить его. «Но как показывает наш опыт, если ты чувствуешь свою правоту и поддержку многих тысяч своих сотрудников, с коррупцией можно справиться», - заявил председатель совета директоров предприятия. Проблема коррупции, по словам Махлая, очень старая, комплексная и не имеет простых решений. «Вы ведь не можете в условиях рыночной экономики взять и поставить всех коррупционеров к стенке», - рассуждает он.
Двойные стандарты
Саймон Шустер не обошел стороной и одну из излюбленных на Западе тем для критики российской власти - вмешательство государства в дела бизнеса. «Наверное, вы помните, что на заре своей деятельности, в начале 2000-х годов, Путин сумел положить конец неограниченному влиянию так называемых олигархов на дела государства, - напомнил журналисту Махлай. - Это предотвратило катастрофу, хотя для человека, не понимающего российских реалий, это, возможно, и выглядело как вмешательство в бизнес». В ответ Шустер признал, что эта точка зрения распространена в России, но политики и эксперты за границей ее не разделяют. «Чем вызвано столь существенное расхождение в оценках?» - спросил Шустер. По мнению Махлая, искажениями и двойными стандартами, которые используют многие западные политологи и комментаторы в оценках российских событий. «У меня всегда возникает ощущение, что Запад постоянно жаждет переворота в России, который приведет страну к некому желаемому и понятному стандарту», - говорит глава химического предприятия. Это иллюзия, подчеркивает Махлай. «Россия самодостаточна, ее нельзя подвести под какие-то стандарты, ей просто нужно дать спокойно развиваться», - сказал он.
Интервью показало: в стране есть производственники, «простые парни» с американскими бизнес-дипломами, которые верят и в самодостаточность России, и в ее хорошее будущее, основанное на традиционных ценностях. При этом они не «фанатики с крестами размером с кокер-спаниеля», какими видятся типичные противники «пусек» Саймону Шустеру. Не соответствуют нарисованному им мрачному образу борца за нравственные устои и рабочие «Тольяттиазота»: все они нормальные люди, которые хотят стабильности и здоровой атмосферы в обществе. Собственно, именно об этом и говорил в интервью Сергей Махлай. Но вот только услышал ли его журналист Саймон Шустер?