Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:42
Москва
2 декабря ‘24, Понедельник

Митрополит Даниил: «Я вас всех призываю к миру»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На прошлой неделе с руководства приходом Сретенского храма в селе Заостровье был снят и переведен на служение в Свято-Ильинский собор Архангельска священник Иоанн Привалов. Привалов является последователем известного московского священника Георгия Кочеткова, еще в 1990-х годах попытавшегося реформировать православное богослужение.

11 января на Епархиальном совете, специально собравшимся обсудить ситуацию в Сретенском храме, было подчеркнуто, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном вопреки прямым запретам архиереев епархии – епископа Пантелеимона (Долганова), епископа Тихона (Степанова) и митрополита Даниила (Доровских). Совет также призвал священника к исправлению церковной жизни и принесению покаяния. Участники заседания просили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить отца Иоанна клириком Свято-Ильинского кафедрального собора и благословить настоятеля собора, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива взять священника под свое особое пастырское попечение.

По мнению Митрополита Даниила, в Заостровском приходе, действительно, проявились «некоторые нездоровые тенденции, которые связаны с тем, что ее члены являются прямыми последователями учения отца Георгия Кочеткова». Как подчеркнул митрополит, с жесткой критикой учения и деятельности Георгия Кочеткова выступал еще Патриарх Алексий: «...псевдомиссионерская деятельность в этом приходе (в Успенском храме в Печатниках, - ред.) ориентирована на привлечение духовно ищущих людей не ко Христу и в Церковь, а непременно в собственную приходскую общину.В этом приходе сложился совершенно нетерпимый в Церкви культ настоятеля, авторитет которого ставился выше авторитета Священноначалия. Тем самым попирались сами основы канонического строя; в общине грубо пренебрегали богослужебными церковными традициями. Эта община противопоставляла себя другим приходам Русской Православной Церкви, являясь, по сути дела, сектантски ориентированным сообществом…», с мнением Патриарха были солидарны и многие другие иерарахи и священнослужители.

Говоря об общине отца Иоанна Привалова, можно привести самый очевидный пример. По предложению Епархиального собрания, вторым священником в Заостровье был назначен иерей Петр Кузнецов - интеллигентный священнослужитель, оставивший Петербург, благополучную комфортную жизнь ради служения на Севере. Его отправили в далекое пинежское село, а он за год создал там приход, построил храм, не испугался ехать в глушь на неопределенный срок. Затем митрополит Даниил перевёл его в Архангельск, а потом и в Заостровье. И вот через некоторое время, когда митрополит Даниил выходил из Ильинского собора после воскресной Литургии, к нему подошли прихожане отца Иоанна Привалова, которые за этой же Литургией причащались Святых Христовых Тайн; они буквально преградили дорогу и стали требовать убрать из их храма отца Петра и вернуть отца Павла Бибина, который служил там раньше… Митрополит Даниил рассказывает, как он попытался пройти, но его схватили за рясу, так что с трудом устоял на ногах, да еще держали прямо перед ним телефоны и вели видеозапись. Пройти удалось лишь с большим трудом. Позже митрополит Даниил вызвал к себе отца Иоанна и рассказал ему об этом инциденте, и предложил представить такую картину: идет по Лавре наместник архиепископ Феогност, и вдруг ему преграждает дорогу какой-нибудь послушник, хватает за рясу и предлагает поговорить начистоту прямо сейчас… «Такой поступок многое бы сказал об этом послушнике – его смирении, уважении к наместнику, любви… Так и здесь», - говорит митрополит Даниил.

В Епархии о нововведениях Заостровского прихода знали, причем, архиереи епархии неоднократно просили отца Иоанна отказаться от них. По словам Митрополита Даниила, «на какое-то время он даже возвращался к церковному уставу, а затем все начиналось сначала».

«Говоря о Заостровском приходе, следует напомнить, что на протяжении многих лет он жил нормальной церковной жизнью, в том числе, несколько десятилетий после Великой Отечественной войны, пока в начале девяностых туда не был назначен новый священник, иерей Иоанн Привалов. С его появлением начались многочисленные изменения, которые вызвали непонимание и негодование местных жителей. Они не могли смириться с тем, как стало совершаться богослужение, искажаться устав, и в конце концов оказались вынуждены ездить в другие храмы. С отрицания вертикали иерархии начинались все ереси и расколы. Священник является авторитетом для прихожан, если находится в правильном русле; для священника таким авторитетом является епископ, для епископа – Патриарх и Архиерейский Собор. Выйти из послушания Церкви человек может только в том случае, если она исповедует ересь. Со стороны отца Иоанна мы видим именно измену церковной присяге», - считает Митрополит Даниил.

В этой связи он полагает в корне ошибочным мнение, о том, что, несмотря на эксперименты, жизнь общины в Заостровском селе вполне налажена, нововведения отца Иоанна принесли ему известность, в село приезжает много интеллигенции, поэтому спорить и подгонять деятельность священника под какие-то стандарты не нужно, поскльку разномыслие в Церкви может приносить пользу.

Разоблачает митрополит Даниил и миф том, что перевод отца Иоанна в другой храм мог быть вызван исключительно финансовыми причинами, поскольку на реставрацию Сретенского храма, якобы, выделялись значительные средства, и храм был богатым. «Тот, кто утверждает подобное, оскорбляет не только священников, но и самого отца Иоанна. Ведь на протяжении нескольких лет он самостоятельно подписывал акты-приемки работ по реставрационным работам без всякого контроля со стороны епархии. Кроме того, в беседе со мной отец Иоанн признался, что храм находится в тяжелом финансовом положении: нет новых облачений, необходимых книг, не хватает средств для закупки литературы в церковную лавку. Даже нет средств на содержание второго священника», - отмечает Митрополит Даниил.

Что касается Епархиального совета, то он прошел в доброжелательной атмосфере, все его участники имели возможность свободно высказать свое мнение. Причем, как отмечает Митрополит Даниил, Епархиальный совет обычно собирается по инициативе архиерея. Но нынешняя ситуация оказалась необычной – Совет собрался по просьбе священнослужителей и даже мирян. «Вообще следует отметить единодушие участников собрания. Ни один из них не предложил запретить отца Иоанна в священнослужении, хотя другие священники, я знаю, об этом говорили. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто счел принятое решение излишне мягким: перевод отца Иоанна был продиктован общим мнением участников. Судя по всему, это единственный шанс уврачевать этот недуг», - сказал Митрополит Даниил.

Вообще Митрополит призывает всех к миру, пытаясь с достоинством и даже с радостью воспринимать тот поток клеветы, оскорблений и даже угроз, которые в последнее время обрушились на священнослужителей епархии: «Я больше всего подвергся клевете за последние полгода, и именно со стороны последователей учения священника Георгия Кочеткова. Об этом знает вся епархия, говорить об этом можно открыто. Перестаньте осуждать, клеветать, поносить друг друга, и все сразу станет ясно. Я всех вас призываю к миру, который Христос принёс на землю. Несть человек, иже жив будет и не согрешит, грехи есть у каждого. Клевета и поношения лучше всего помогают их очищать. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, если это правда, исправься, а если клевета – не обращай внимания и радуйся».

Путин одобрил индексацию социальных пенсий до 15,4 тысячи рублей
Реклама