В рамках расследования громкого дела о реализации по заведомо заниженным ценам принадлежащих Минобороны объектов недвижимости, земельных участков и акций предприятий в ближайшее время может быть допрошен министр обороны России Анатолий Сердюков.
Министр обороны Анатолий Сердюков может стать фигурантом громкого уголовного дела, возбужденного Главным военным следственным управлением СКР по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 (мошенничество), п. «в» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий), ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 201 (злоупотребление полномочиями) УК РФ.
По данным СКР, махинации, ущерб от которых превышает 3 млрд руб., проводились в компаниях, аффилированных с ОАО «Оборонсервис», председателем совета директоров которого до недавнего времени был господин Сердюков.
По информации «Коммерсанта», следствие пока намерено допросить его в качестве свидетеля. Недавно в рамках этого дела также в качестве свидетеля давала показания соседка министра, бывший руководитель департамента имущественных отношений военного ведомства 33-летняя Евгения Васильева, у которой сотрудники правоохранительных органов 25 октября провели обыск с выемкой документов, драгоценностей и антиквариата. Госпожа Васильева заявила следователям, что непричастна ни к каким махинациям, однако сделки, в которых сейчас разбираются правоохранительные органы, могут свидетельствовать об обратном.
31-й ГПИСС
Одним из наиболее скандальных эпизодов в этом деле может стать история с продажей оказавшегося вдруг непрофильным 31-го ГПИСС, совет директоров которого до недавнего времени возглавляла Евгения Васильева.
Как рассказали «Коммерсанту» источники в Минобороны, еще в апреле 2009 года, когда зашла речь об акционировании института, трудовой коллектив ФГУП «31-й ГПИСС Минобороны России», являвшегося единственной в стране специализированной головной организацией по проектированию спецобъектов в интересах обороны и безопасности страны, обратился с письмом к министру обороны Сердюкову. В нем сотрудники института, очевидно понимая, чем обернется предложенная схема приватизации их организации, выступили против того, чтобы 31-й ГПИСС вошел в состав холдинга ОАО «Оборонсервис», став дочерним предприятием ОАО «Оборонстрой».
Однако предложение трудового коллектива акционировать предприятие в качестве самостоятельного ОАО, 100% акций которого находилось бы в собственности государства, министра не заинтересовало. В том же 2009 году институт был преобразован из ФГУП в ОАО «31-й ГПИСС». А в 2011 году предприятие неожиданно оказалось в числе непрофильных активов Минобороны.
В декабре на основании директивы господина Сердюкова совет директоров ОАО «Оборонстрой» одобрил продажу 70% акций института ООО «Вита Проджект», 29,9% - ОАО «Сосновоборэлектромонтаж», а еще одна акция осталась у государства в лице министра обороны. При этом господин Сердюков, согласно закону, мог получить так называемую золотую акцию, позволившую бы ему от имени государства влиять на судьбу предприятия, но он от этого почему-то отказался, ограничившись обыкновенной.
После того, как 31-й ГПИСС стал чисто коммерческой структурой, Минобороны неожиданно стало накачивать его заказами. При этом по инициативе господина Сердюкова в марте 2012 года распоряжением правительства России ОАО «31-й ГПИСС» было определено единственным исполнителем размещаемого Минобороны госзаказа на осуществление в 2012-2013 годах научно-исследовательских и проектных работ в области специального, общевойскового и общего строительства. По некоторым данным, только в этом году институт заключил госконтракты на 15 млрд руб.