В очередной программной статье опубликованной в "Независимой газете" кандидат в президенты Владимир Путин высказался по национальному вопросу. Опрошенные эксперты согласились с большинством тезисов премьер-министра.
Как отмечает премьер министр, для России– с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. При этом российская ситуация хоть и не уникальна и лежит в русле общемировых тенденций, но имеет и свои принципиальные особенности. «С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить не конфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп», - пишет Путин.
«С точки зрения абстрактного подхода я полностью согласен с Путиным, - заявляет глава Центра политических технологий Игорь Бунин, - Он воюет с концепцией национального государства, считая, что эта концепция для России не совсем годится. И с этим я бы также согласился: национальное государство в традиционном европейском смысле, для России, с ее историей освоения многих новых территорий при сохранении самобытности этих территорий – чего стоит одна лишь польская конституция при империи! – для каждой территории создавалась своя система управления. В СССР также был путь сохранения культурной идентичности при идеологической однородности, всегда учитывались национально-культурные запросы республик. Смысл его предложения в том, чтобы сохранить в национальном государстве максимум элементов федерации».
Касаясь истории формирования и развития российского государства, Владимир Путин приходит к выводу, что нынешние национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство…и попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории, - убежден премьер-министр. - Когда начинают кричать: «Хватит кормить Кавказ», – ждите, завтра неизбежно последует призыв: «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье…». Именно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду Советский Союз».
Александр Игнатенко, президент Института религии и политики полагает, что « Россия далека и от моноэтнического государства, и от политики мультикультуризма. Россия - третий, самостоятельный тип государства, я бы сказал, государства-цивилизации. Полиэтнического, где стержнем является русская культура, русский язык».
«Историческое полиэтническое государство, о котором говорит Путин – это оптимальная модель развития России, - модель динамичного и стабильного развития, - уверен политолог Дмитрий Орлов. – Модель, при которой будут максимально разрешаться существующие в национальной сфере конфликты».
По мнению Путина, в нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. «Культурная политика, которая на всех уровнях – от школьных пособий доисторической документалистики – формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником «одной для всех» – противоречивой, трагической, но великой истории России», - считает премьер-министр.
Переходя к практической стороне вопроса, Владимир Путин указывает на необходимость создания государственного органа, ответственного за национальную политику. «Считаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Сейчас эти проблемы находятся в ведении Министерства регионального развития и за ворохом текущих задач вытесняются на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить. Это не должно быть стандартное ведомство. Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия», - отмечает Путин.
«Фактически, речь идет о создании нового Министерства по делам национальностей. Думаю, Путин осознает важность стоящих перед таким ведомством задач, а кроме того, необходимость их комплексного решения. Этот вопрос давно назрел, о нем Путин говорил неоднократно и, скорее всего, будет такое ведомство создано» - полагает Дмитрий Орлов.
Возможность снятия проблем межнациональной напряженности премьер-министр видит в усилении государственных институтов и повышения ответственности власти. «Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. И поскольку большинство этих граждан – русские, то возникает возможность паразитировать на теме «национального угнетения русских» и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков», - считает Путин. По мнению премьера, нужно отдавать отчет, какие риски и угрозы заключены в ситуациях, чреватых переходом в стадию национального конфликта. И соответствующим, самым жестким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению. При этом Владимир Путин предупреждает, что никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. «Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна «продавить власть» на те или иные решения с помощью погромов. Наши правоохранительные органы доказали, что с пресечением таких попыток они справляются быстро и четко», - отмечает Путин.
Владимир Путин отмечает, что задачи которые стоят перед российскими властями (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции - это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. «По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой – чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, народной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены», - рассуждает премьер-министр.
«Во всем мире существует регулирование миграционных потоков. – соглашается с премьером политолог Дмитрий Орлов, - И логично, если для мигрантов в разных частях страны будут существовать разные по степени льготности и удобства режимы. Где-то им будут предоставляться субсидии и кредиты, а где-то им будут прямо говорить, что их прибытие нежелательно в силу, например, перегруженности инфраструктуры, каких-то национальных взаимоотношений и т.д. Думаю, это разумно. Создавать надо различные режимы пребывания в правовом смысле и подкреплять их подзаконными механизмами, которые еще нужно продумать. Разными, для разных территорий страны».