Приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву начнут читать перед новым годом. Эксперты и наблюдатели строят разные предположения по поводу переноса даты: одним кажется, что подсудимым придется отсидеть в тюрьме много лет, поэтому вердикт зачитают во время праздников, другие утверждают, что перенос сроков отражает борьбу внутри властных элит.
15 декабря должно было стать ключевым днем в деле Михаила Ходорковского и Платона Лебедева – планировалось начать оглашение приговора подсудимым. С утра у здания Хамовнического суда собрались несколько сотен сторонников бывших владельцев ЮКОСа, журналисты и адвокаты. Но на двери пришедших ожидало объявление, что дело перенесено на понедельник, 27 декабря. Причины изменения сроков не сообщили даже адвокатам.
Еще более часа собравшиеся не расходились и обсуждали возможные причины переноса судебного решения. Наибольшее распространение получила версия, что власти ждут, пока схлынет волна общественного интереса. И тогда, в разгар новогодних и рождественских праздников, обвиняемых можно будет «по-тихому» приговорить к любому сроку.
Но нашлись среди сторонников Ходорковского и оптимисты, которые посчитали, что перенос приговора означает, что у власти нет единого мнения на этот счет.
Эксперты тоже неоднозначно оценивают причины переноса приговора. По мнению оппозиционера Владимира Рыжкова, перенос приговора -- плохой знак. «Они повторяют тактику с Химкинским лесом -- хотят все затянуть. Если они начнут зачитывать приговор 27, закончат в обед 31-го, когда никто не захочет реагировать. Это значит, они готовят тяжелое решение», -- уверен Рыжков.
Адвокат Игорь Трунов согласен, что дело хотят затянуть. По мнению юриста, читать приговор будут настолько долго, чтобы общественности и прессе надоело следить за делом ЮКОСа. «Все это переносится на следующий год, на конец января или начало февраля. Это затишье и в политической, и в социальной жизни», -- полагает Трунов.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, напротив, считает, что отсрочка приговора может означать, что политическая борьба в деле Ходорковского все же присутствует. Если бы дело хотели просто замылить, его бы перенесли на 23-25 декабря, потому что реакция Запада после Рождества станет более оживленной, считает политолог. Тот факт, что приговор будет окончательно оглашен после Нового года, Виноградов тоже считает положительным сигналом для Ходорковского: «Если его хотели осудить, логично было бы все закончить побыстрее, до Нового года».
Кроме того, Виноградов допускает, что власть планирует принять компромиссное решение – то есть приговорить обвиняемых к символическому наказанию. «Для того, чтобы дискуссий на эту тему не возникало и единство тандема не испытывали на прочность, приговор огласят под новогодней елкой, чтобы никто ничего не понял», -- рассуждает он.
Впрочем, далеко не все не склонны видеть в переносе оглашения приговора политическую подоплеку. «Приговор не огласили, потому что судья не успел его написать. Банальная история. В моей адвокатской практике такие случаи бывали сплошь и рядом», -- заявил полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.
А вот его коллега Игорь Трунов возражает, что в деле ЮКОСа «ничто не происходит случайно».