Путин и Медведев не поделили тему для выступлений, считают политологи. Тандем активно включился в информационную кампанию, связанную с терактами в московском метро. Но, как выяснила съемочная группа Infox.ru на улицах Москвы, политикам это не особо помогло: большинство опрошенных не доверяют российским лидерам в вопросе защиты от террора.
Теракты в московском метро и последовавшие за ними взрывы в Кизляре спровоцировали активную реакцию со стороны первых лиц государства. Владимир Путин вернулся к уже забытой «канализационной» лексике десятилетней давности, а Дмитрий Медведев лично поехал на станцию метро «Лубянка» возложить цветы в память о погибших.
Компания «Медиалогия» по просьбе Infox.ru составила рейтинг цитируемости политиков по этой теме в различных СМИ. Из него видно, что больше всего о терактах высказывался президент страны – за пять рабочих дней было зарегистрировано 1734 сообщения СМИ с цитатами Медведева. Путин не сильно отстал от преемника – за тот же период вышло 1127 материалов с цитатами премьер-министра. Тройку ньюсмейкеров трагических событий закрыл глава ФСБ Александр Бортников: его за неделю СМИ цитировали 759 раз.
Естественным образом в контексте терактов упоминался и цитировался террорист Доку Умаров. Сначала в интернете появилась аудиозапись якобы Умарова с высказываниями о том, что теракты устроила ФСБ России, а потом – видеозапись, на которой он говорил, что взрывы в метро организованы по его личному приказу. И то, и другое сообщение растиражировали СМИ, так что за неделю Умарова цитировали 383 раза. Президента Чечни Рамзана Кадырова, который обещал бороться с террористами у себя в республике, СМИ цитировали куда реже – за неделю появилось 143 сообщения с его высказываниями. И совсем уж мало в эти дни вспоминали о недавно назначенном полномочном представителе президента России в Северо-Кавказском округе Александре Хлопонине – за эти дни в СМИ его процитировали только 25 раз.
События этой недели – второй крупный теракт в центральном регионе России, произошедший за время президентства Дмитрия Медведева. В ноябре прошлого года подрыв «Невского экспресса» унес 28 жизней. Но тогда информационная политика главных лиц страны была совсем иной. Говорили они на порядок меньше. За три дня после подрыва поезда, по данным «Медиалогии», было зафиксировано только 161 сообщение с цитатами Дмитрия Медведева на тему крушения поезда. Вторым по значимости ньюсмейкером тогда стал Александр Бортников – его СМИ за тот же период процитировали 83 раза. И почти молчал на эту тему Владимир Путин – компании удалось обнаружить только 11 сообщений с цитатами премьера.
Политологи, поясняя такие данные, сходятся в том, что взрывы в Москве – это событие куда более знаковое с политической точки зрения. То, что теракты произошли в центре столицы, является вызовом государственной власти. К тому же московские теракты случились вскоре после трагедии «Невского экспресса», и они усилили информационную значимость теракта в целом.
Именно поэтому, по мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, только после терактов в Москве в тандеме возникла информационная конкуренция: если раньше Медведев и Путин четко разделяли сферы деятельности и темы выступлений, то на этот раз говорили оба, много и практически одно и то же. По словам Минченко, это может значить, что Путин и Медведев еще не определились, кто из них будет баллотироваться в президенты, поэтому обе команды на всякий случай проявляют информационную активность по таким значимым вопросам.
Изменившуюся с ноября реакцию Путина политологи объясняют по-разному. Евгений Минченко считает, что взрыв на Лубянке – вызов лично премьер-министру, который в прошлом руководил ФСБ, поэтому Путин не мог не отреагировать. По словам президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, темы, связанные с Чечней и терроризмом, Путину близки, потому что именно благодаря им он в свое время пришел к власти. А вот глава Центра политической информации Алексей Мухин считает, что комментарии премьер-министр дает, потому что вынужден оправдываться. По словам политолога, некоторые СМИ обвиняют Путина в нарастании террористической активности и даже в организации терактов. Поэтому отмалчиваться по таким темам премьер-министр не может.
Малую информационную активность Хлопонина, недавно назначенного полномочным представителем президента на Кавказе, по-своему объяснил Станислав Белковский. По мнению политолога, по поводу организаторов терактов озвучивалось много версий, кроме одной – о том, что взрывы могли быть выгодны руководству Чечни, которое сейчас находится в жесткой конфронтации с Хлопониным. «То, что Хлопонин молчит, может быть связано с тем, что он больше всех знает, -- считает политолог, -- но рассказать, естественно, не может».