Российское казачество переживает раскол. В последние годы часть казаков активно переходит на госслужбу, сотрудничая со многими организациями -- от МВД до МЧС. Другая часть предпочитает «быть вольными»: возрождать традиции и не иметь обязательств перед государством. Причины разлада узнала съемочная группа Infox.ru.
В ходе Всероссийской переписи населения за 2002 год казаками назвали себя 140 тысяч человек. Но генерал Геннадий Трошев тогда заявил, что такая цифра неточная. По России, говорил он, насчитывается не менее пяти миллионов казаков. Дело в том, что большая часть из них в графе «национальность» в свое время написала «русский», считая себя одновременно и казаками.
«Государственное» казачество
Закон «О государственной службе российского казачества» от 2005 года ввел реестр казачьих обществ. На данный момент в нем зарегистрированы до 700 тысяч человек вместе с семьями.
Вступление в реестр – это трудная юридическая процедура. Для регистрации казачья организация должна предоставить множество документов: устав, решение собрания общества о вступлении в реестр, сведения о численности, данные о структуре организации. Кроме того, до вступления в реестр казачье общество должно быть зарегистрировано как некоммерческая организация.
Решения о приеме в госреестр принимает Федеральная регистрационная служба. Установлена численность, необходимая для формирования казачьей организации: хуторское общество составляет не менее 50 казаков, станичное и городское — не менее 200. В окружное (отдельское) казачье общество должны входить не менее двух тысяч казаков, в войсковое казачье общество — не менее десяти тысяч.
Вне реестра
Многие казачьи общества не спешат вступать в реестр. По их словам, они стремятся сохранить независимость от властей. В вольных обществах казаки сами выбирают руководство. В реестровых войсках дело обстоит иначе. Так, атаман Всевеликого войска Донского утверждается президентом России. А назначение атамана Кубанского казачьего войска подписывает губернатор Краснодарского края.
Неподотчетные государству организации выполняют определенные задачи (военно-патриотические клубы, реконструкция) и не видят смысла состоять в реестре. Не входят в официальный список и казаки, считающиеся себя оппозицией по отношению к действующей власти.
Госслужба
Но вступление в реестр казачьих обществ сулит и преимущества. Согласно «Концепции государственной политики РФ в отношении казачества», подписанной президентом Медведевым в 2008 году, цель властей – становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, ведение военно-патриотического воспитания молодежи.
Признанные казачьи организации заключают договоры о сотрудничестве с государственными и коммерческими организациями. Так, МВД России учредило подразделение по взаимодействию с общественными формированиями правоохранительной направленности, которое будет активно сотрудничать с казаками.
Сфера возможной деятельности казаков широка. В Ростовской области созданы 54 муниципальные казачьи дружины, в восьми городах региона сформированы конные подразделения казаков для поддержания общественного порядка и патрулирования заповедных зон. Амурское войско для охраны границы сформировало пять станичных дружин. Казаки Волжского войска заключили договор с Росохранкультурой об охране объектов исторической ценности и с компанией «Транснефть» -- в сфере экологии. В Краснодарском крае под эгидой МЧС создана казачья «Служба предупреждения и ликвидации ЧС». Только в одной Кубани госслужбу несут до двух с половиной тысяч казаков.
Военная служба
Кавалерийские казачьи части были возрождены еще в Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Мощь казаков оценил и противник – на стороне Германии воевало немало казаков, поверивших в обещания Петра Краснова создать казачье государство.
Казаки сохранили свои боевые качества и после распада СССР – в этом военные могли убедиться, наблюдая за участием казаков-добровольцев в локальных конфликтах 90-х годов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Югославии.
Принимали участие казаки и в обеих чеченских кампаниях. В первую войну прославился 694-й отдельный мотострелковый батальон, вошедший в историю под именем «батальон имени генерала Ермолова». Это подразделение было сформировано из добровольцев -- терских и кубанских казаков. Первоначальная цель батальона -- защита казачьих станиц Наурского и Щелковского районов Чечни от нападений боевиков.
Терцы и кубанцы прошли с боями всю Чечню, потеряв за всю кампанию ранеными и убитыми около 300 бойцов. По итогам войны батальону было вручено знамя с надписью «1-й казачий полк им. генерала Ермолова». После казаков вывели с территории Чеченской республики, сам батальон был расформирован. Во вторую кампанию действовал 305-й отряд специального назначения, в составе которого были подразделения казаков и чеченцев. В 2001 году батальон был расформирован. Казаков распустили, а чеченцы в дальнейшем вошли в состав знаменитого батальона «Запад».
На данный момент наиболее успешное сотрудничество у казаков сложилось с Пограничной службой ФСБ России. В Краснодарском крае 300 казаков несут службу на 25 заставах. Казаки Особого сухумского отдела Кубанского войска помогают охранять границу между Абхазией и Грузией. Степень взаимодействия с казачеством в каждом регионе зависит от политики главы субъекта. Так, в Калининградской области по распоряжению губернатора Георгия Босса казаки патрулируют границу и ведут совместную работу с местным отделением Федеральной службы судебных приставов.
Сейчас в составе Вооруженных сил России есть казачьи части: Кубанский батальон Буденновской мотострелковой бригады, Кавказский казачий парашютно-десантный полк в Ставрополе, полк морской пехоты во Владивостоке. Значительную часть Президентского полка также составляют казаки (сейчас ведутся переговоры о смене формы конного разъезда с «гусарской» на казачью). Но большинство подобных частей числятся казачьими номинально. Личный состав не на 100% укомплектован казаками, на форме нет соответствующих знаков различия.
На полноценное восстановление казачьих частей в армии Минобороны не идет. Член правления Донской Зимовой станицы Международного союза общественных объединений «Всевеликое войско Донское» (нереестровая организация) Юрий Сухарев уверен, что проблема заключается в экстерриториальности российской армии. Солдаты призываются в одном месте, а служат в другом. Отсутствие территориальной обороны препятствует формированию казачьих частей. Ничего нового относительно военной службы казачества не сказано и в законе о госслужбе казачества. Там сказано, что казаки могут служить в вооруженных силах на общих основаниях и по возможности распределяются в казачьи части.
Перспективы
Главная проблема казачества – отсутствие единства. Реестр позволил казачьим обществам активно сотрудничать с различными организациями, формировать казачьи кадетские корпуса, школы и учебные классы. Только на одной Кубани действуют пять корпусов, четырнадцать школ и более 900 учебных классов.
Но при этом формирование реестра казачьих обществ внесло раскол в среду казачества. С созданием Совета по делам казачества при президенте России активизировалась работа по привлечению казаков к госслужбе. Но пока трудно сказать, смогут ли вольные казаки отказаться от независимости в пользу официального статуса и возможности несения государственной службы.