Объявленной Госдумой в декабре 2013 года амнистией не может воспользоваться целый ряд политических активистов, получивших убежище за рубежом.
Например, адвокаты фигурантов дела о нападении на химкинскую администрацию в 2010 году до сих пор ведут со следователями переговоры о прекращении уголовного преследования, а участвовавшей в захвате Минздрава в 2004 году участнице запрещенной Национал-большевистской партии Ольге Кудриной, чтобы получить амнистию, придется вернуться в РФ, где она будет задержана. По данным правозащитников, в таком же положении оказались фигуранты нескольких десятков громких уголовных дел, которым ранее удалось покинуть страну.
Целому ряду политических беженцев, обвиняемых по статьям, которые попадают под объявленную по случаю 20-летия Конституции амнистию, не удается получить освобождение от уголовного преследования. Большинство из них обвиняется по ст. 213 УК РФ (хулиганство) и ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки).
Как пояснил «Коммерсанту» глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, упомянутые оппозиционеры беспрепятственно смогли воспользоваться амнистией из-за того, что находились в России, но большинство активистов, получивших убежище за рубежом или находящихся в бегах, оказались в подвешенном состоянии. «К этому привел целый ряд юридических коллизий, некоторые из которых оказались фактически неразрешимыми», - заявил он.
По данным правозащитников, с аналогичными трудностями могут столкнуться еще несколько десятков политических беженцев, обвиняющихся в России по ст. 213 УК РФ. Согласно статистике судебного департамента Верховного суда РФ, ст. 213 УК РФ является одним из лидеров по числу приговоров - в год их выносится около 1,5 тыс.